Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Москва – Париж – 2010

Авторы :

№ 5 (103), май 2010

Бошина3Одно из самых долгожданных событий весны – Московский международный месяц фотографии, или попросту Фотобиеннале – в этом году проходит под лозунгом Года Франции в России и Года России во Франции. Как всегда выставочные залы полны поклонников фотоискусства и как всегда здесь можно встретить такое большое количество красивых людей, что под конец хочется смотреть не на фотографии, а на посетителей.

Но «Москва – Париж» – это не только девиз Фотобиеннале-2010. Так называется выставка, открывшаяся 24 марта в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке. На ней представлены результаты стажировок французских и русских фотографов, которые уже четырнадцать лет организуются мэриями двух столиц.

(далее…)

I did it my way…

Авторы :

№ 5 (103), май 2010

Синатра
«Я шел своим путем…»
– это не просто слова песни, это жизненная философия и принцип великого американского певца, актера и шоумена Фрэнка Синатры.

Синатра до сих пор остается кумиром миллионов. Его музыка открыла новые горизонты для эстрады. Его стиль пения, так называемый «медовый голос» (Honey Voice), нашел и находит множество подражателей. Синатра был одним из первых, кто стал трактовать концерт как шоу, а не просто как исполнение музыки.

Хотя музыка сопровождала Синатру с 12 лет, не многим известно, что он начал свой путь как… гангстер (!). Причем подобное ремесло сам певец не считал случайностью. В одном из последних интервью он отмечал, что до сих пор поддерживает связь с мафиозными кланами Чикаго и Нью-Йорка. Образ «кающегося антигероя» стал для Синатры своеобразным брэндом. Однако не стоит считать, что он прожил праздную и беззаботную жизнь.

(далее…)

Джеймс Бонд в консерватории

Авторы :

№ 5 (103), май 2010

 Сэр Роджер Мур, семь раз сыгравший Джеймса Бонда, 15 марта прилетел в Москву. В этот раз секретному агенту 007 предстояла необычная миссия – выступить в Большом зале MooreМосковской консерватории.

Идея пригласить Роджера Мура возникла у Бориса Андрианова, арт-директора Международного фестиваля «VIVACELLO», года два назад. И вот совсем недавно – 17 марта – эта идея осуществилась. Во время исполнения «Карнавала животных» Сен-Санса текст автора читал сэр Роджер Мур. Свою задачу он выполнил с большим успехом.

Первое отделение концерта началось с исполнения известного трио П. И. Чайковского «Памяти великого художника». Знаменитый виолончелист Миша Майский вдохновенно играет первые такты, следом вступает скрипач Юлиан Рахлин, и… звуки, издаваемые скрипкой Гварнери 1741 года, оказываются невероятно фальшивыми. Музыканты останавливаются, скрипку настраивают. Почему у исполнителя такого уровня произошла столь досадная оплошность, выяснить не удалось. Впрочем, через пару минут увлеченные слушатели, кажется, совсем забыли о случившемся.

(далее…)

Каждый вечер в «Alpenhof»

Авторы :

№ 5 (103), май 2010

Мы часто восторгаемся известными исполнителями, пытаемся попасть на тот или иной многообещающий концерт, тратя на билет подчас огромные деньги, следим за графиком выступлений знаменитостей. Но сколько замечательных, талантливых музыкантов остается неизвестными! Мне запомнилась встреча с именно таким человеком. К сожалению, я даже не знаю его фамилию, мне известно только имя – Майкл. Но если кому-то из Вас, дорогие читатели, захочется познакомиться с ним и его творчеством, я расскажу, как его найти.

(далее…)

Познавать, играть, творить

Авторы :

№ 5 (103), май 2010

Некогда в далеком восточном городе Улан-Удэ родился удивительный человек – герой моего повествования. Свой музыкальный путь он выбрал почти неосознанно – не по тому, на каком инструменте Хоровзахотелось играть, а просто педагог понравился. И так он стал… балалаечником. В сознании многих людей, особенно музыкантов, силен стереотип отношения к народникам как к музыкантам неглубоким, даже ограниченным, что весьма прискорбно. Впрочем, такое мнение часто оправдано, а такие личности, как мой герой, скорее исключение, чем правило.

Мы привыкли и относимся как к норме, что музыкант представляет какую-то одну область – будь это инструменталист, композитор, вокалист, музыковед. Каждый осваивает одну специальность, глубоко и основательно, в других же, как правило, является дилетантом. Но есть среди музыкантов люди, которые поражают творческой многоплановостью, для которых несколько областей пребывают в плоскости их интересов, и одна не может быть пожертвована ради другой. Именно таков Денис Хоров, о котором хочется рассказать.

(далее…)

Писать так, как слышишь

Авторы :

№ 5 (103), май 2010

DudnitskyНаверное, трудно составить целостную картину современной музыкальной культуры, если говорить только о творчестве известных людей. А ведь сколько подлинных талантов прозябает в неизвестности только потому, что они не могут реализовать себя, донести свое творчество до людских ушей и сердец! Порой по-настоящему одаренных композиторов нужно искать не в «союзах» и не в «консерваториях», ибо не статус в обществе и не глубина теоретических познаний определяют талант.

С замечательным композитором и музыкантом Олегом Дудницким мне посчастливилось учиться в музыкальном колледже имени А. Г. Шнитке. Мы заканчивали в один год. Олег учился у известного московского композитора В. В. Сариева, который принимал активнейшее участие в формировании нового таланта. При этом Олег всегда поражал независимостью своей творческой позиции. Начав с юных лет, еще до поступления в колледж, подробно изучать различные композиторские техники, он написал много сочинений, которые сейчас считает всего лишь экспериментом. Среди них выделяются медитативно-минималистические фортепианная соната, струнный квартет, пьесы «Импульс и механика», «Застывший силуэт», «Монолог» для камерного ансамбля.

(далее…)

«Не надо грузить людей…»

Авторы :

№ 5 (103), май 2010

16 апреля состоялась церемония вручения XVI национальной театральной премии «Золотая маска»-2010. В этом году в номинациях, связанных с достижениями музыкального театра, сразу Kobekinдве награды получил спектакль Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко «Гамлет (датский), (российская) комедия»: во-первых, его создатель – Александр Титель – назван лучшим режиссером; во-вторых, лучшим композитором признан автор партитуры – Владимир Кобекин.

В. Кобекин – один из самых востребованных современных российских композиторов. Его оперы шли и идут в Екатеринбурге, Новосибирске, Якутске и Саратове, гостили они и на европейских фестивалях. С опусами Кобекина работало немало режиссеров: Кама Гинкас (он ставил «НФБ» по Достоевскому), Дмитрий Черняков («Молодой Давид»), Дмитрий Бертман («Голоса незримого»). Наибольший успех выпал на долю Александра Тителя. Его спектакль 1984 года «Пророк» – триптих по «Маленьким трагедиям» Пушкина, сделанный в Свердловске, – стал знаменитым на всю страну и принес создателям Госпремию.

(далее…)

Новая жизнь самобытных напевов

№ 5 (103), май 2010

В одном из южных городов Украины – Запорожье – недавно состоялась симфоническая премьера. Местный филармонический оркестр под управлением дирижера Сергея Скрипника исполнил «Фантазию на русские темы из фольклора молокан Приазовья». Ее автор – Рымкостудент V курса Московской консерватории Григорий Рымко. В культурной жизни города эта премьера стала заметным событием: сообщения о ней появились как в прессе, так и в телеэфире.

Как же получилось, что музыка московского композитора прозвучала в этих краях? Несколько лет назад по инициативе Русского национально-культурного общества Запорожья (председатель – В. В. Демин) сюда была направлена фольклорная экспедиция МГК во главе с доцентом Н. М. Савельевой. Одной из целей поездки было изучение певческой культуры духовных христиан-молокан, живущих в Приазовском крае. Среди участников был и будущий автор «Фантазии». «Молоканское пение, – рассказывает он, – произвело на меня столь глубокое впечатление, что мне захотелось передать его звучание, его особый образный и интонационный строй средствами музыки профессиональной». Пожалуй, это единственный случай, когда малоизвестная культура молокан получила свое воплощение в композиторском творчестве.

(далее…)

Снова «Русские сезоны»

Авторы :

№ 5 (103), май 2010

Несмотря на свою приверженность к масштабным сценическим действам, Большой театр не обходит своим вниманием и камерные постановки. 5 февраля 2010 года на его сцене давали вечер одноактных балетов. Эти спектакли, по сути, являются премьерными, ведь они шли на сцене Seasons8-smБольшого всего несколько раз. Приятно было видеть, что в программу из трех отдельных балетов вошли два современных сочинения: кроме «Серенады» П. И. Чайковского (знаменитый балет Джорджа Баланчина) вниманию зрителей предлагались захватывающий «Урок» Жоржа Делерю и красочные «Русские сезоны» Леонида Десятникова.

Последнее время на сцене Большого театра можно довольно часто видеть произведения композиторов новейшего времени – чего только стоит «Воццек» Альбана Берга! Любому театралу сразу ясно, что Большой взял курс на продвижение музыки XX века и всячески поддерживает контакты с современными композиторами. Балет «Русские сезоны» – еще одно открытие театра того же порядка.

(далее…)

Троянцы покорили Москву

Авторы :

№ 5 (103), май 2010

Концертное исполнение опер в последние годы вызывает все больший интерес публики. В афишах концертных залов они появляются не только в связи с крупными датами и событиями. Оперы звучат и в Троянцы1рамках международных фестивалей, приуроченных к юбилеям выдающихся артистов, и в качестве музыкального приношения великим деятелям, и как спектакли оперного театра МГК в Большом зале консерватории…

Ежегодный «Пасхальный фестиваль» под руководством Валерия Гергиева – всегда особое событие для Московской консерватории. Маэстро с оркестром, хором и солистами Мариинского театра привозит подчас совершенно неожиданные, редко исполняемые произведения. В прошлом году в одном из концертов фестиваля прозвучали третий акт «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова и третий акт «Парсифаля» Вагнера. А совсем недавно состоялось поистине замечательное событие: Валерий Гергиев представил московской публике оперу Гектора Берлиоза «Троянцы».

(далее…)