Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Как шум соседской дрели…

Авторы :

№ 6 (104), сентябрь 2010

В наш век все труднее и труднее приходит понимание природы вещей. В любую эпоху человек мог бы сказать то же самое, но сейчас – время, когда все это особенно ясно. Прогресс идет стремительно, мы тонем в технологиях и растущих потребностях, медицина в состоянии излечить практически любой недуг, но появляются более страшные болезни… Искусство, которое, казалось бы, должно исцелять, наоборот, только угождает извращенным и безвкусным желаниям большинства публики. Музыка держалась на высоких идеалах дольше остальных, но сейчас она тоже пала под гнетом растущей деградации.

(далее…)

В классе не было отвлеченных

Авторы :

№ 6 (104), сентябрь 2010

Что обычно представляет собой открытый урок по сольфеджио? Демонстрацию трудного материала, с которым легко справляются учащиеся, обладающие превосходными музыкальными данными. Нередко дети не только знают задания открытого урока, но и заранее отрабатывают их вместе с педагогом. Поэтому совсем не удивительно, что так часто мы видим быстрые и точные ответы групп по сольфеджио, их слишком уж слаженную работу на открытом уроке.

(далее…)

Ключ к успеху? (размышления молодого музыканта)

Авторы :

№ 6 (104), сентябрь 2010

Каждому пианисту знакомо чувство, когда сделано, казалось бы, все возможное, но результат «не дотянул» до желаемого. То ли сил не хватило, то ли еще чего-то… Автор – не исключение. Почувствовав себя однажды этаким Сальери, я захотела выяснить, как добиться успеха, есть ли какие хитрости и «обходные пути». Ведь удел многих – постоянные творческие мучения, бесконечная работа над собой и часто – минимальный результат. С другой стороны, всем невозможно играть лучше всех, поскольку обязательно кто-то будет первым, а кто-то вторым…

(далее…)

Какова цена мастерства?

Авторы :

№ 6 (104), сентябрь 2010

Задумывались ли вы над тем, что есть хорошо или плохо исполненная классика? Дать негативную оценку фильму, драматическому спектаклю, современному перфомансу – по сути может любой, легко подкрепив это всплывшими в памяти конкретными примерами или просто заявив – «мне не понравилось». Но у кого хватит смелости сказать такое, выходя, например, из Большого зала консерватории? Не побоитесь ли показаться невежей? Или вы предпочтете впредь не посещать такие концерты? На мой взгляд, это не самый лучший выход.

(далее…)

Девушка-одуванчик

Авторы :

№ 6 (104), сентябрь 2010

Аня МайМне хочется рассказать о музыканте — удивительной девушке Анне Май из города Саратова. Мы познакомилась четыре года назад, но с каждым днем я открывала для себя этого человека по-новому. События ее жизни служат примером того, что человек всегда может достичь желаемого, даже если на пути много преград…

Музыкальные наклонности стали проявляться у Ани еще в раннем детстве. Ее старшая сестра играла на фортепиано, но Аню почему-то, несмотря на ее просьбы, не отдали в музыкальную школу. И вот девочка выросла и в пятнадцать лет пришла в нее самостоятельно. Проучившись два с половиной года, она поступила в музыкальное училище. А после того как в Саратове дал концерт замечательный гитарист Д. Ю. Татаркин, она решилась на еще один отважный шаг: уехать из дома и учиться именно у него в Москве.

В последние годы Аня достигла больших успехов. Каждый день она открывала новые выразительные возможности инструмента. Не так давно, благодаря стараниям ее педагога, у нее появилась необычная – мастеровая – гитара, которую на выставке 2010 года высоко оценил крупнейший французский гитарист и композитор Роланд Диенс, дававший в тот момент концерт в Москве.

(далее…)

Создавая музыку, не забывайте мечтать…

Авторы :

№ 6 (104), сентябрь 2010

Имя Кейта Джаррета – выдающегося американского пианиста, импровизатора, композитора, мультиинструменталиста – хорошо известно как джазовым, так и академическим музыкантам. Несмотря на свой немолодой возраст (8 мая ему исполнилось 65 лет), график его гастролей и сегодня поражает своей плотностью и географическим многообразием.

Кейт Джаррет1

В наше время трудно найти джазового музыканта, которому предоставляют такие известные залы, как Ла Скала (Милан), Музикферайн и Штатсопер (Вена), Альте Опер (Франкфурт), Карнеги-холл (Нью-Йорк). Джаррет же выступал в этих залах со своими сольными программами. В 2003 году Джарретт стал лауреатом престижной шведской премии Polar Music Prize за вклад в развитие современной музыки (попутно замечу, что за год до этого премия была присуждена композитору Софии Губайдулиной).

(далее…)

Богиня на оперной сцене

Авторы :

№ 6 (104), сентябрь 2010

нетребко5Она – богиня! Найдутся ли другие слова для того, чтобы описать ее образ? Эта прекрасная женщина – идеальное и совершенное воплощение оперной певицы. В ней гармонично сочетаются бесподобный голос, отточенное вокальное мастерство и сказочная красота. Когда она появляется на сцене оперного или концертного зала, происходит чудо – абсолютно все взгляды обращаются к ней, публика, затаив дыхание, замирает и даже злополучные мобильные телефоны словно не смеют зазвонить.

Как часто в наше время можно услышать фразу: оперный театр умирает. Современная молодежь не выносит оперу за ее кажущееся неправдоподобие и сложность. Но стоит лишь однажды увидеть на сцене Анну Нетребко, как представление об опере меняется в корне. Оказывается, что любое мероприятие резко проигрывает в сравнении со спектаклем, где занята певица. Такой актерский талант найдешь не в каждом драматическом театре, такой голос редко услышишь на современном концерте, а ее внешность вполне заслуживает победного титула на конкурсе «Мисс Вселенная».

(далее…)

«Главное, чтоб мои студенты были в порядке». Интервью с профессором И. В. Коженовой

Авторы :

№ 6 (104), сентябрь 2010

Коженова— Ирина Васильевна, в этом году Вы отмечаете юбилей – 50 лет педагогической деятельности. А как она начиналась?

— После 2-го курса консерватории, в сентябре 60-го года, меня пригласили преподавать в ЦМШ. Я была абсолютно счастлива и, конечно, сразу согласилась. В 61-м году меня позвали работать в училище при консерватории – в то время там были изумительные музыковеды: Блюм, Слетов, Фраенов, Галацкая, Григорович. Сначала я вела историю музыки на исполнительских факультетах, а потом у меня появились теоретики. Ну а в консерватории я начала работать в 68-м году.

— За эти годы через Ваши руки прошло огромное количество учеников. Кого Вы особенно запомнили?

— Как говорил Гольденвейзер, «талантливые ученики – это не наша заслуга, это наше счастье», а у меня было много хороших учеников. Если говорить об исполнителях, то просто половина нынешних педагогов ЦМШ учились у меня по истории музыки. Еще я бы выделила Платонова, который сейчас живет и работает в Казахстане – он академик евразийского телевидения, телеведущий, профессор, педагог. Среди недавних учеников – это Н. Мамонтова, у которой очень удачная работа по Нильсену, и Е. Калинина с ее диссертацией о музыке в работах Бергмана. У меня с учениками всегда складываются очень теплые отношения, просто не получается по-другому. Мы поздравляем друг друга с праздниками и тесно общаемся, даже если очень далеко друг от друга живем.

(далее…)

«Тот свет греет до сих пор…»

№ 6 (104), сентябрь 2010

КазанскийПрофессору Серафиму Константиновичу Казанскому (1910-1994), выдающемуся хоровому деятелю России, в этом году исполнилось бы 100 лет. Всю свою жизнь он был тесно связан с Московской консерваторией. Ему довелось быть одним из первых учеников В. Г. Соколова, ставшего впоследствии близким соратником и другом. Первые шаги Казанского проходили рядом с такими корифеями, как Н. М. Данилин, П. Г. Чесноков, Г. А. Дмитревский, А. В. Александров. Это заложило основы, на которых окреп талант музыканта.

Жить и трудиться ему довелось в непростое время. С. К. Казанский родился в семье священника. Революция, гонения на церковь, рано ушедшие из жизни родители – немало тягот выпало на его долю! Он окончил консерваторию в 1941 году, прошел всю войну от начала до конца.

(далее…)

Intrada

Авторы :

№ 6 (104), сентябрь 2010

В ряду самых интересных событий прошедшего учебного года особое место занимает приезд Питера Филлипса. Дирижер из Великобритании провел встречи с вокальным ансамблем «Intrada»: два мастер-класса, лекцию-концерт «Полифония высокого Ренессанса в Англии и Германии». Результатом творческого общения стал заключительный концерт, которым слушатели смогли насладиться в стенах англиканского собора.

интрада 

(далее…)