Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Крутой дуэт»

Авторы :

№ 2 (109), февраль 2011

Мне бы хотелось рассказать о прошедших концертах Игоря Крутого и Лары Фабиан в Кремле. Причем высказываться я буду не с позиции слушателя, сидевшего в зале, не по субъективному разовому впечатлению от одного концерта, а с позиции человека, находившегося на сцене все четыре вечера и составившего свое мнение по достаточно продолжительной творческой работе с исполнителями. Потому заранее прошу простить мой эгоцентристский тон.

Я не хочу пересказывать истории о создании данного творческого союза, о якобы случайной встрече этих двух уже маститых музыкантов. Те, кто верит в сказки, пусть верит, но помнит, что за любым творческим началом в эстраде стоит группа продюсеров, месяцами продумывающих любой ход. Это не плохо или хорошо, это закон любого шоу – придумать красивую легенду о том, как оно «случайно» получилось. Мне также не хочется объяснять, откуда взялось название программы «Мадмуазель Живаго», – и оно относится к продюсерским решениям, причем удачным и оригинальным. Я хочу поведать о том, чем непосредственно занимался я на сцене, – о музыке.

(далее…)

Душевный резонанс

Авторы :

№ 2 (109), февраль 2011

«Звуковые альтернативы» – название цикла, как нельзя более подходящее к деятельности ансамбля «Cтудия новой музыки» (художественный руководитель проф. В. Г. Тарнопольский, дирижер проф. И. А. Дронов). Альтернативен у них не только репертуар, но и способ его реализации, преподнесения слушателю. Отличалась от привычного концерта классической музыки и атмосфера декабрьского вечера в Рахманиновском зале, где прошел четвертый концерт цикла. Исполнялась музыка Родиона Щедрина и Стива Райха.

Мое знакомство с ансамблем «Cтудия новой музыки» началось в волнующий для меня момент. Это был последний концерт, который я слушала в своем родном Оренбурге, перед тем как ехать поступать в Московскую консерваторию. Для меня тогда это были люди «оттуда», из Москвы, из почти недосягаемого места. Расстояние между мной и музыкантами было всего несколько метров (концерт проходил в небольшом зале библиотеки), но это расстояние было бесконечным! И теперь, в Рахманиновском зале, появилось приятное чувство встречи со знакомыми людьми.

(далее…)

За пределами слова

Авторы :

№ 2 (109), февраль 2011

Среди современных молодых композиторов выделяются несколько авторов, музыка которых воспринимается слушателями с особым вниманием. Анастасия Федяева – студентка IV курса Московской консерватории – входит в их число. Ее сочинения довольно часто звучат с самых разных сцен и обладают редкой на сегодняшний день способностью запоминаться. Публика хорошо принимает ее, а профессура и мэтры композиции возлагают на ее талант большие надежды.

Настя, подобно истинным художникам, живет творчеством. Мне лично довелось быть свидетелем того, с каким погружением и увлеченностью она работает – прочувствованно и вдумчиво. Именно такое впечатление оставляет фортепианная пьеса «Au duhors du mot», созданная около года назад. Она была написана для французского фортепианного конкурса, где ее впервые озвучила Ирина Кравченко. С тех пор пьеса уже неоднократно исполнялась и в Москве.

(далее…)

Атмосфера барочной музыки

Авторы :

№ 2 (109), февраль 2011

В XX веке появился интерес к аутентичному исполнению музыки эпох Ренессанса и Барокко. Идея оказалась по душе не только музыкантам, но и слушателям. В нынешнем столетии это стало своеобразной модой. Возвращение к историческим инструментам позволяет услышать хорошо известную музыку иначе, взглянуть на нее по-новому.

Однако старые традиции не всегда восстановимы в современном мире. Особенно если это касается техники пения. Например, в XVI – XVII веках в Западной Европе в церквях, а затем и в театрах царствовал высокий мужской голос, как его называли – мужское сопрано. В церкви женское пение было недопустимо, а в театре абсолютное преобладание мужского сопрано можно объяснить его возможностями: сильный и виртуозный голос широкого диапазона, с искрящимися верхами.

(далее…)

В ожидании чуда

Авторы :

№ 2 (109), февраль 2011

Именно так – «В ожидании чуда…» – назывался концерт, который прошел в зале «Алые паруса» Детской музыкально-хоровой школы г. Красногорска Московской области. Этот зал довольно часто радует жителей города органными концертами — достаточно назвать имена А. Паршина, Д. Зарецкого и др. В этот воскресный день концерт давала замечательная органистка Елена Цыбко. Программа была посвящена светлому празднику Рождества Христова.

Удивительно точно было подобрано название концерта. Ведь правда, мы все с каким-то детским трепетом вновь и вновь ждем чуда, которое по-прежнему озаряет наши души! Не случайно, этот сюжет всегда волновал фантазию не только простых людей, но и многих художников, поэтов, музыкантов…

(далее…)

Обед — по расписанию!

Авторы :

№ 2 (109), февраль 2011

Все мы ратуем за высокую успеваемость и выполнение «святого» для нас учебного плана. Но всегда ли можно решить проблему успеваемости назидательной речью нерадивому студенту? Боюсь, что нет. Для выполнения поставленных задач необходим комплекс мер, улучшающих или хотя бы облегчающих «условия труда».

Всем известно, что в нашем учебном заведении не редкость, когда индивидуальные занятия ставят на время лекционных. Студент должен успеть заскочить на лекцию, после чего собраться и «как мышка» покинуть аудиторию. В итоге образуется «куча» недописанных конспектов и не бог весть как усвоенный материал.

(далее…)

«А кто моему горю помогить?..»

Авторы :

№ 2 (109), февраль 2011

Сегодня рассказы о народных исполнителях – не редкость. Часто говорят о песнях, спетых в большом количестве, о мотивах, манере пения… Конечно, важны песни, что постоянно записываются в фольклорных экспедициях, важен материал. Но мудрость не только в «старинных песнях». Мудрость зачастую находится в тех, кто их поет. И мне захотелось рассказать об удивительном человеке – народной исполнительнице из станицы Усть-Бузулукской Александре Ивановне Васильевой. Я ее слышала только на кассетной записи А. С. Кабанова, сделанной в экспедиции 2005 года. Не знаю, как она тогда смогла рассказать обо всем с ней случившемся, как смог Андрей Сергеевич ее разговорить. Но, так или иначе, запись эта была сделана.

(далее…)

Жизнь как служение

№ 2 (109), февраль 2011

Двадцать лет назад началась традиция ежегодных прямых телевизионных эфиров Рождественского Патриаршего богослужения. Вначале трансляции шли из Богоявленского собора, затем из восстановленного Храма Христа Спасителя. А в этом году, помимо основной телетрансляции из кафедрального собора, можно было увидеть и Рождественское богослужение в храме Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. Во время праздничной службы, возглавляемой митрополитом Иларионом, пел вновь возрожденный Синодальный хор – наследник традиций знаменитого «Матвеевского хора».

В течение многих лет – в тяжелые послевоенные годы, во время хрущевской оттепели, в самый застойный советский период – в Скорбященском храме под управлением Николая Матвеева ежегодно звучали «Литургия Святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского, «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Один из немногих действующих в послевоенное время в Советском Союзе храмов особенно славился красотой церковного пения – своим хором.

(далее…)

Континент Рима в Зальцбурге

Авторы :

№ 2 (109), февраль 2011

Летом 2010 года легендарный Зальцбургский фестиваль отмечал 90-летний юбилей. Уже несколько лет значительную часть фестивальной программы составляет музыка современных композиторов, среди которых в разные годы фигурировали Дж. Шелси, А. Шаррино, Э. Варез. Героем юбилейного фестиваля стал Вольфганг Рим (р. 1952), которому был посвящен цикл из 10 концертов, представивших разные грани творчества немецкого композитора, по праву заслуживших название «Континент Рима».

Эта программа стала возможна благодаря содействию фармацевтического концерна «Рош», оказывающего активную поддержку различным проектам в области науки и искусства. Одним из таких проектов является «Рош-континент», на который кампания каждый год приглашает 100 студентов и аспирантов со всей Европы для посещения концертов Зальцбургского фестиваля, встреч с исполнителями и композиторами и многого другого… Автору статьи посчастливилось стать одним из участников этой стипендиальной программы, посетить концерты «Континента Рима» и самую громкую премьеру фестиваля – оперу В. Рима «Дионис».

Сочинение абсолютно ошеломляет слушателя, погружает в свой мир и не отпускает до конца представления. Работа над этой «оперной фантазией» (определение композитора) заняла более 10 лет. Либретто было соткано Римом из «Дифирамбов Дионису» Фридриха Ницше. Этот своеобразный текст относится к последним строкам философа, находящегося на пороге безумия, омрачившего последнее десятилетие его жизни. В письмах Козиме Вагнер, наполненных любовными признаниями, Ницше, отождествляя себя с Дионисом, подписывался его именем, а свою возлюбленную называл Ариадной.

(далее…)