Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Дело жизни

Авторы :

№ 8 (115), ноябрь 2011

Полгода назад не стало Ирины Авериевны Писаревской, одного из самых замечательных педагогов Колледжа имени Гнесиных.

Ирина Авериевна родилась в Ленинграде в 1947 году. В 1968 году закончила ГМУ им. Гнесиных как пианистка и теоретик. Свое обучение она продолжила в Московской консерватории, которую окончила в 1973 году по специальности «музыковед-теоретик», где ее педагогами были Ю. Н. Холопов, В. Н. Холопова, В. П. Бобровский и др.

Ирина Авериевна преподавала в училище музыкальную литературу, а именно двадцатый век в зарубежной и русской музыке. Ее лекции всегда были очень увлекательными, интересными, в рассказе о том или ином произведении чувствовались личные симпатии, личное отношение к музыке. Ирина Авериевна учила мыслить самостоятельно, свободно, выражать свои собственные идеи, а не говорить заученными школьными фразами. Для нас, еще совсем юных ребят, это было особенно ценно. Устные зачеты по музыке обычно начинались с того, что она ставила перед студентом ноты на пюпитр рояля и сразу, не давая как-либо подготовиться и что-то подсмотреть, с улыбкой говорила: «Ну, рассказывай!»

Во многом благодаря Ирине Авериевне я открыла для себя музыку А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева. До сих пор помню, с каким восторгом и увлечением она рассказывала об опере «Война и мир»! Я уверена, что любовь к этой музыке сохранится в моей душе на всю жизнь.

(далее…)

Он воспитывал в нас личность

№ 8 (115), ноябрь 2011

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Е. Евтушенко

Стихотворением «Людей неинтересных в мире нет» завершился в концертном зале Колледжа при консерватории вечер памяти Валентина Борисовича Шаркова. Именно в этот день – 28 сентября – минуло 40 дней со дня смерти замечательного ученого, историка, Учителя, необыкновенного человека.

Трудно говорить и писать о том, кто еще вчера при каждой новой встрече приветливо улыбался и с интересом спрашивал, как идут дела, как складывается жизнь выпускника за пределами стен училища. О том, кто в твоих мыслях жив. Невозможно поверить и писать, понимая, что этого человека ты больше никогда не увидишь.

Практически весь училищный путь студента любого отделения в «Мерзляковке» проходил под крылом Валентина Борисовича. «Мировая художественная культура», «История Отечества», «Музыкальная география», «Основы экономики, социологии, политологии» – предметы не первой необходимости для будущего музыканта, однако В. Б. Шарков как никто понимал всю ошибочность этой точки зрения. В юношах и девушках, поставивших себе цель нести людям музыку, Валентин Борисович пытался воспитать не профессионалов своего дела – это была не его специализация. Он делал больше – воспитывал человека, личность в каждом из нас. И сам был Личностью, интеллигентом во всех смыслах этого слова. Он любил то, чем занимался, любил горячо и самоотверженно – и стремился поделиться своей любовью. Так, готовя вместе с Валентином Борисовичем своими силами концерт, студенты колледжа узнавали малоизвестную музыку Латвии, так зародилась традиция ежегодных мерзляковских рождественских и пасхальных чтений – вечеров со стихами, рассказами и, конечно, музыкой…

В училище В. Б. Шарков пришел в непростые годы и проработал там 11 лет. До этого он долгое время трудился в Историческом музее (отзвуки его музейной деятельности частенько проникали в лекции, придавая им неповторимый живой колорит). Не раз Валентин Борисович устраивал и настоящие «практические занятия» – экскурсии по различным местам Москвы для студентов. А как интересно было на четвертом курсе – дорасти до возможности самостоятельно подискутировать с любимым педагогом на лекциях по основам социологии!

(далее…)

Христианин веры Евангельской

№ 8 (115), ноябрь 2011

Три года назад мне довелось встретиться с одним очень интересным человеком. Тогда он мне показался самым обычным, тихим и малозаметным студентом нашей консерватории, однако со временем стал все больше привлекать мое внимание. Неожиданно на лекциях по истории искусств этот тихий армянский мальчик вдруг проявил незаурядные знания об истории христианства, а в один из дней он вошел в аудиторию весь обвешанный сумками, поверх которых висел альт. Вскоре я узнал, что он учится на Композиторском факультете и носит необычное имя – Рачья.

Рачья Есаян действительно в повседневной студенческой жизни мало отличается от других. Разве что из-за своих тяжелых сумок, в которых почти каждый день можно найти какую-нибудь интересную партитуру, он выглядит сильно уставшим, будто пробежавшим марафон, а во время ходьбы переваливается с ноги на ногу. Но на самом деле это человек, обладающий широчайшим кругом талантов. Он не только композитор, но также альтист, дирижер, высокообразованный во многих областях человек, увлекающийся новыми информационными технологиями, историей и культурой своего народа, добрый, остроумный, приятный в беседе и истинный христианин.

Мне не сразу удалось познакомиться с его музыкой и воочию убедиться в его разносторонних талантах. Долгое время я знал, что он просто один из композиторов с нашего курса, сочиняющий какую-то музыку. Но вдруг я получил от него приглашение на концерт в галерее А. Шилова. Поначалу я даже не совсем понял, что это за приглашение: галерея Шилова, в ней концерт композиторов нашего курса, Рачик – дирижер и альтист, звучное название оркестра «Grosso», – все это вызвало во мне одновременно удивление, недоверие и восхищение.

(далее…)

В день музыки

Авторы :

№ 8 (115), ноябрь 2011

3 октября в ДМШ имени А. К. Лядова состоялся концерт педагогов, посвященный Дню учителя и Дню музыки. Вступительным словом о значении профессии педагога-музыканта открыла вечер преподаватель теоретических дисциплин и ведущая Л. О. Слабкая.

Приведя весомые аргументы о необходимости и пользе музыкальных школ, Любовь Олеговна объявила первый номер: «Лядов. Прелюдия. Вальс. Мазурка. Сочинение № 57. Исполняет Наталия Фоломешкина». Неудивительно, что именно сочинения Лядова, в честь которого названа школа, оказались исполненными первыми. Несмотря на обилие рубато и некоторых текстовых неточностей, на заметное волнение исполнительницы, пьесы прозвучали достаточно цельно и гармонично.

Следующей выступала Наталья Колычева, чьи легкие пальцы, играя Прелюдии Рахманинова Ges-dur и c-moll, вызывали ассоциации то ли с мерцающими переливами воды, то ли с кружением осенних листьев. Хотя все-таки ощущалась скованность в исполнении и некоторая «правильность» звучания. Это и понятно, педагогам-пианистам не так часто приходится бывать на сцене, как пианистам концертирующим. Однако похвально их рвение играть, делиться со слушателями своей интерпретацией музыки.

Три фантастические пьесы Шумана ор. 111 прозвучали в исполнении Марьяны Куинджи. Она музицировала вдохновенно, переживая каждую музыкальную фразу. Сыгранность и творческое содружество проявили коллеги Мария Суссь и Елена Телкова, очень эмоционально сыграв Вальс Гаврилина из цикла «18 зарисовок для фортепиано в 4 руки».

Разбавил атмосферу фортепианной музыки вокальный номер: Наталья Давыдова с большим артистизмом спела романс Алябьева «Я вижу образ твой». В завершение концерта на сцене эффектно появились две дамы, облаченные в нарядные национальные костюмы. Это были Юлия Вагранская (гитара) и Елена Мартьянова (гусли), исполнившие зажигательную пьесу Малярова «В латиноамериканских ритмах». Вызвав у слушателей море позитива и ощущение праздника, они так же эффектно и удалились.

(далее…)

Королевский концерт

Авторы :

№ 8 (115), ноябрь 2011

В начале октября в Крокус Сити Холл прошел концерт Лондонского королевского филармонического симфонического оркестра c программой Symphonic QUEEN. Звучали шедевры популярной британской рок-группы «Queen» в симфонической обработке. Под управлением Мэтью Фримана были исполнены почти все известные хиты – «We Will Rock You», «Bohemian Rhapsody», «We Are the Champions»  и многие другие.

Практика переложения популярных песен для этого коллектива не нова ‑ тем же составом ими исполняются, например, композиции группы «AВВА». И на этот раз, благодаря блеску новых красок и обогащению необычными тембрами, звучание знаменитых хитов в оркестровом изложении приобрело совсем иное качество.

Конечно, концерт был ориентирован на поклонников группы «Queen». Поэтому музыканты и дирижер, как могли, веселили публику, привлекая ее к участию в шоу. Чаще всего зрители, узнав ту или иную песню по первым звукам, начинали аплодировать и свистеть от восторга. Однако далеко не все было так легко узнаваемо.

Многие действительно известные хиты, как, например, «Bohemian Rhapsody», немного «пострадали» из-за не слишком удачной инструментовки: в тех фрагментах, где тема должна звучать ярко, мелодия либо была поручена тихому инструменту (флейте, кларнету), либо просто не качественно исполнена. Это также можно объяснить не вполне добротной работой звукорежиссера, поскольку многие композиции были заглушены басовыми инструментами.

Не стоит забывать и о вокальной природе инструментальных обработок ‑ не все песни могут звучать так же хорошо, как в оригинале. Вероятно, это отразилось и на выборе репертуара – видимо, по этой причине так и не прозвучал долгожданный «The Show Must Go On»

Классический оркестр, безусловно, получал огромное наслаждение от исполнения популярной музыки. Вполне оправданно выглядел его состав, где, кроме основных инструментов и усиленной партии контрабаса, были привлечены электрогитара, синтезатор и ударная установка. Особую роль играл ансамбль вокалистов, который, одновременно, выполнял тембральную функцию и, как носитель вокального начала, участвовал в припевах.

(далее…)

Осень в джазовых тонах

Авторы :

№ 8 (115), ноябрь 2011

В англиканской церкви Святого Андрея, что неподалеку от московской консерватории, состоялся необычный концерт под названием «Осень в джазовых тонах». Организаторы соединили в одной программе совершенно разные жанры и стили. В первой половине вечера вниманию слушателей предстала органная музыка, а во второй – джаз! Казалось бы, что может быть экзотичнее?!

Сначала царило классическое церковное звучание. В исполнении Анны Сусловой, лауреата международных конкурсов, мы услышали произведения Баха, Вивальди и токкату Мюлле. В очередной раз меня поразило звучание органа в стенах католического собора, особенное, нежели в концертном зале, – казалось, будто они созданы друг для друга. Техника исполнительницы была практически безупречна, особенно интересно было наблюдать за легкостью движения рук и ног. На бис Анна исполнила на органе популярную джазовую пьесу, Прозвучало довольно оригинально, публика оживилась, и пришло время джаза.

Вторую половину вечера на сцене блистало трио Фармаковского. Три инструмента вели беседу, словно три человека. Один – модно одетый денди, второй – англичанин в шляпе-котелке, а третий – знатный американский джентльмен. Именно он задавал настрой беседе. Англичанин был четок и пунктуален и «вставлял свои реплики» вовремя и по делу, поражая своим блестящим «языком». Первый же, хоть и виртуозно солировал, зачастую «общался невнятно». Зато втроем они были неотразимы и сливались в одно изысканное джазовое целое.

Прозвучали пьесы Паркера, Эллингтона, Керна, а в завершение было сочинение самого Ивана Фармаковского – джазовая обработка музыкальной темы из кинофильма «Профессор». В отличие от классических джазовых тем она была нестандартной для импровизации, постоянно хотела выбиться из квадрата и протянуться подольше. Было интересно, как все инструменты пытаются удержать тему, которая так и хотела вырваться на свободу.

(далее…)

Призрак оперы

Авторы :

№ 8 (115), ноябрь 2011

Уже 25 лет на сцене Her Majesty Theatre в Лондоне идет мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Phantom of the opera». Всемирно известная, в том числе благодаря фильму 2004 года, фантастическая история о Парижском оперном театре до сих пор собирает почти полный зал зрителей. Так было и на недавнем спектакле, который мне довелось посетить.

Постановка (режиссер Харольд Принс, хореограф Джиллиан Линн) действительно отличается высоким качеством. Красивые костюмы и богатые декорации производят неожиданное впечатление. Эффектное и яркое зрелище захватывает внимание зрителя и не отпускает до конца представления.

Спектакль больше похож на кино, чем на театр. Использовано много спецэффектов. Например, когда новый директор театра начинает чтение письма Призрака, через пару фраз появляется видимый только зрителям сам Призрак и чтение продолжается уже его голосом, от его лица. Или сцена, где Кристин в своей гримерной просит Призрака показаться ей: он, появляясь как отражение в зеркале, забирает ее сквозь стекло. Хотя вспышки и взрывы, которых было достаточно, конечно, эффектнее вживую, а не на экране. А уж чисто театральная кульминация в конце первого акта – падение люстры, поднятой со сцены над партером и только в последний момент улетающей обратно, – наверное, останется незабываемой для сидевших под ней зрителей.

(далее…)

Две премьеры

Авторы :

№ 8 (115), ноябрь 2011

19 октября Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева выступил на Фестивалe Большого зала консерватории. В концерте прозвучали музыка Малера и сразу две премьеры современных композиторов: три драматических фрагмента Романа Леденева «Последний полет» и вокально-симфоническая сюита для баритона с оркестром Гии Канчели «Не печалься» (российская премьера).

«Последний полет» Роман Леденев создал в 2009 году в память о Марии Валентиновне Распутиной – дочери выдающегося русского писателя, которая трагически погибла в авиакатастрофе в Иркутске в 2006 году. Марию Валентиновну очень многое связывало с Московской консерваторией: сначала она здесь училась, потом работала. Весть о том, что ее нет в живых, потрясла многих.

Композитор попытался передать всю горечь потери, которые пережили ее близкие, родные и друзья. И это действительно получилось. В музыке много трагизма, но есть и моменты светлой лирики (к примеру, самое начало). Несмотря на то что автор определил жанр сочинения как «три драматических отрывка», оно воспринималось очень цельно. Зал в этот вечер был полон. Слушатели сумели по достоинству оценить премьеру сочинения и тепло приветствовали композитора.

Вокальный цикл Гии Канчели «Не печалься» создавался по заказу Симфонического оркестра Сан-Франциско и впервые прозвучал в 2002 году. Тогда солировал Дмитрий Хворостовский. Московская же публика услышала известного латышского певца, солиста Латвийской оперы Эгила Силиньша.

Цикл построен по принципу рондальности. Функцию рефрена выполнял «грозный» эпизод на «ff», которым открылось сочинение. По контрасту с его наступательной энергией звучали лирические фрагменты, например, светлая тема на словах: «Но видит Бог, есть музыка над нами». Это казалось очень символичным – такое звучание можно было и вправду уподобить волшебной, божественной музыке. Всех присутствующих в зале покорила красота сочинения, которым завершилось первое отделение концерта. Можно сказать, что в этот вечер современная музыка и слушатель нашли друг друга.

(далее…)

Редкая гостья

Авторы :

№ 8 (115), ноябрь 2011

Просмотрев афишу всех консерваторских залов на несколько месяцев вперед, убеждаешься: современной музыке в ней отведено весьма скромное место. В основном мелькают имена Баха, Бетховена, Моцарта, Шумана (нередко отдельные произведения и даже целые программы звучат несколько раз за сезон). Чтобы встретить сочинения новых авторов (как русских, так и европейских), приходится потрудиться.

Консерватория ежегодно выпускает 10-15 молодых композиторов – где же звучать их музыке, как не в стенах Alma Mater? Однако она нередко вообще остается неисполненной либо звучит в филармонических залах, галереях современного искусства, на различных площадках страны и даже Европы – словом, везде, кроме консерватории. К сожалению, это наши реалии, но бывают и приятные исключения.

Одним из таких исключений стал сентябрьский музыкальный фестиваль «Творческая молодежь Московской консерватории». В рамках форума были заявлены не только выступления молодых исполнителей, но и композиторский концерт, посвященный творчеству выпускников 2011 года, а ныне аспирантов Композиторского факультета, лауреатов всероссийских и международных конкурсов Александра Хубеева и Николая Попова.

Концерт состоялся 19 сентября в Рахманиновском зале. Первое впечатление заставило задуматься – лестница перед входом в зал была заполнена гостями: здесь были и профессура, и студенты, и просто заинтересованные слушатели. Такой публикой мог бы гордиться любой исполнитель – понимающая, чуткая, готовая к адекватному восприятию. На всем протяжении концерта в зале царила сосредоточенная, но в то же время доброжелательная атмосфера. Причем, по словам организаторов и исполнителей вечера, никакой специальной работы по приглашению слушателей не проводилось – обычные афиши, обычная интернет-рассылка… Это еще раз подтверждает неоспоримый факт: современная музыка интересна слушателю и очень востребована. При правильной подаче.

В концерте приняли участие два коллектива – «Ансамбль ударных инструментов» под руководством Марка Пекарского и ансамбль «Галерея актуальной музыки» под руководством Олега Пайбердина. Программа была выстроена очень умно: чередовались пьесы с электроникой и без нее, с видеорядом и без него; звучала и собственно акустическая музыка. В процесс чередования были вовлечены и исполнители – ансамбли также попеременно сменяли друг друга.

Композиторы представили слушателям актуальный продукт для своего времени: новые формы, новые звуки, новые возможности в сочетании инструментов. Были использованы и видеоряд, и электроника, и элементы инструментального театра. Естественно, для осуществления замыслов, отвечающих сегодняшним реалиям, необходимо соответствующее техническое оснащение. Оно было предоставлено Центром электроакустической музыки Московской консерватории, которым руководит профессор И. Л. Кефалиди. Было сделано все, чтобы заинтересовать слушателя, погрузить его в состояние чего-то нового, порой эпатажного.

По словам А. Хубеева, его интересует, что именно в звуке можно использовать как объект. Нередко за основу берется необычный материал. Например, в пьесе для ансамбля ударных «Glassary» автор создал своеобразный словарь приемов игры на стаканах, что отражено в названии (оно образовано от «glass» /стакан/ и «glossary» /словарь/). Для ее исполнения необходимы 8 стаканов, 6 пластиковых карточек, 4 смычка, 4 спицы и 4 линейки. На протяжении сочинения композитор находит все новые инварианты их звучаний. Первая и заключительная часть – монотембровы, в них использованы разнообразные приемы игры лишь на стаканах; в среднюю часть вовлекаются другие названные предметы.

Украшением вечера стала музыка к польскому анимационному кино второй половины XX века. В работе над фильмом «Kundelku ujadaj perelko rob pieklo» А. Хубеев оттолкнулся от структуры изображения, которая состоит из шести блоков. К каждому из них композитор создал тембровую зарисовку, исходя из единства звука и «картинки». А в мультфильме «Флаг молодых», созданном в 60-е годы (реклама популярного печатного издания), композитор Н. Попов избирает другой путь. Изображение пестрит хроникой того времени, а музыка представляет собой единый крещендирующий пласт, в котором, как некий символ эпохи, время от времени возникают ритмы танго.

(далее…)

Гармоничный дуэт

Авторы :

№ 8 (115), ноябрь 2011

23 сентября в Конференц-зале рахманиновского корпуса состоялся концерт «Русский романс от Глинки до Прокофьева». В самом маленьком, но очень красивом и уютном зале Московской консерватории солистка Большого театра Елена Брылева исполнила известные романсы под мастерский аккомпанемент профессора Ирины Кирилловой. Провела «встречу в музыкальной гостиной» ее «хозяйка» – профессор И. А. Скворцова.

Вот уже одиннадцатый год как в Конференц-зале каждый месяц проходят концерты, так или иначе связанные с историей и современной жизнью Московской консерватории. Свое мастерство демонстрируют не только ведущие профессора разных факультетов, но и их студенты, аспиранты и выпускники. Встречи в музыкальной гостиной, по сути, представляют собой традицию салонного музицирования. Небольшой зал, в котором исполнители находятся в двух шагах от слушателей, как нельзя лучше способствует созданию особой атмосферы сопричастности искусству.

За время существования «Гостиной» темы встреч были самые разнообразные – премьера вокального цикла И. Соколова «Далекая дорога», выступление «золотого дуэта» профессоров консерватории Е. Сорокиной и А. Бахчиева, ансамбля старинной музыки «La squadriglia», ансамбль флейт «Сиринкс», вечер музыки для фагота и многое другое. Здесь выступали профессора Фортепианного факультета Д. Сахаров, Е. Кузнецова, В. Гинзбург, Е. Натансон и А. Любимов; профессора Оркестрового факультета К. Рыбаков, А. Рудин и Л. Раков, З. Шихмурзаева, М. Яшвили и В. Попов, профессора Вокального факультета Г. Писаренко, П. Скусниченко, К. Кадинская. Сентябрьским вечером Е. Брылева и И. Кириллова романсами Глинки, Танеева и Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова и Прокофьева открыли в музыкальной гостиной новый сезон концертов «Мастера вокального искусства».

Обе исполнительницы – выпускницы Московской консерватории: летом 1981 года И. Кириллова окончила Фортепианный факультет и сразу стала концертмейстером в классе Н. Л. Дорлиак, а осенью в этот класс поступила первокурсница Е. Брылева. С тех пор прошло немало лет. Елена Брылева исполнила практически все партии главных сопрановых героинь в оперных шедеврах (Виолетта, Джильда и Лауретта, Марфа, Снегурочка, Царица ночи и мн. др.). Она пела в миланском театре Ла Скала и Венской государственной опере, в театре Шатле в Париже и Норвежской опере, в Операх Кельна, Нанта, Ниццы, была солисткой дюссельдорфского театра «Немецкая опера на Рейне», с 1991 года – солистка оперной труппы Большого театра, где в настоящее время имеет гостевой контракт. Ирина Кириллова стала лауреатом международных конкурсов в Париже и Гааге, выпустила более 70 учеников, провела немало мастер-классов на территории России и за рубежом.

(далее…)