Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Оперный «хит» в трех цветах

Авторы :

№ 2 (91), февраль 2009

Тоска22 декабря 2008 года итальянскому композитору Джаккомо Пуччини исполнилось 150 лет. В ознаменование этого события на сценах главных музыкальных театров столицы – Большого и Театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко – осуществляются постановки самых ярких и любимых публикой творений композитора, таких как «Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй».

Включение в репертуар оперных «хитов» является залогом успеха: драматические ситуации сюжетов и восхитительная музыка Пуччини равно захватывающи как для любителей, так и для профессиональных музыкантов. (далее…)

Свадьба Вольфганга и Чечилии

Авторы :

№ 2 (91), февраль 2009

БартолиВ бесконечно длинной череде постановок и экранизаций «Свадьбы Фигаро» уже невозможно найти какую-либо одну «лучшую». Не раз критики признавали очередное режиссерское решение «абсолютной вершиной», но вслед появлялось новое, еще более захватывающее.Поиск продолжается и сейчас, причем теперь уже в разных направлениях: кто-то соревнуется в оригинальности, кто-то – в верности Моцарту, кто-то борется за лучших оперных звезд, кто-то делает ставку на молодых и еще не испорченных карьерой певцов. Один из лучших проектов последнего десятилетия, сочетающий разные подходы и, может быть, самый близкий к золотой середине, – постановка театра «Метрополитен Опера» (сезон 1998/99), известная во всем мире благодаря созданной в 1999 году телеверсии. (далее…)

Светлое расставание

Авторы :

№ 2 (91), февраль 2009

БрендельПоздней осенью в Москве в рамках прощального европейского турне состоялся концерт легендарного пианиста Альфреда Бренделя. В декабре минувшего года А.Брендель завершил продолжавшуюся более полувека концертную деятельность. В молодости он избрал главным именно музыкальное поприще, что, однако, не помешало ему писать книги, читать лекции и заниматься живописью.
Необычайно широкий репертуар пианиста включает сочинения от Баха до Шенберга, основу все же составляет музыка венских классиков и Шуберта, прозвучавшая и в московском концерте. Впервые Брендель посетил Россию 20 лет назад – он выступил с концертами в Санкт-Петербурге и Москве. Московским слушателям посчастливилось также присутствовать на одном из последних выступлений маэстро.
В первом отделении прозвучали Вариации f-moll Гайдна, Соната F-dur Моцарта (KV 533) и Тринадцатая соната Бетховена (op.27); второе отделение было посвящено последней сонате Шуберта – B-dur. Исполненные на бис сочинения Баха, Бетховена, Листа и Шуберта составили почти полноценное третье отделение концерта. (далее…)

«Планета Жана-Мишеля Жарра»

Авторы :

№ 2 (91), февраль 2009

ЖаррВ ноябре прошлого года Академический большой хор Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева дал концерт, на котором присутствовал Жан-Мишель Жарр – один из самых известных французских композиторов современной электронной музыки. В традиционную программу хора впервые вошли два номера из электронно-симфонического альбома молодого автора Константина Кайханиди «Планета Жана-Мишеля Жарра»: «Гимн Кислороду» и «Молитва».
Хор РХТУ по праву считается одним из старейших любительских хоров России. Он был основан в 1905 году как хор Московского промышленного училища под руководством выпускника Московской консерватории, ученика С.И.Танеева Михаила Ильича Николаевского. С ним сотрудничали М.М.Ипполитов-Иванов и С.И.Танеев, хор привлекался к постановкам в знаменитой Опере Саввы Мамонтова и частных московских оперных театрах, включая такие спектакли, как «Иван Сусанин» М.Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского. (далее…)

В зоне турбулентности

Авторы :

№ 2 (91), февраль 2009

Как-то в Кафедральном соборе Римско-Католической церкви давали представление великих «Страстей по Иоанну» Баха совместными силами отечественных и зарубежных исполнителей. Именно термин представление, действо, даже шоу, а не концерт, более всего подошли бы для этого события.
Вероятно, задача организаторов предполагала совместить несколько элементов исполнения: музыкальный, сценический и магический. Последний получил свое выражение в экстраординарных световых эффектах: cобор просто утопал во всех цветах радуги, смена которых, согласно логике сюжета, простиралась от ослепительно-ярких до сумрачно-темных. (далее…)

Отмечаем юбилей

Авторы :

№ 2 (91), февраль 2009

rereva7 января исполнилось 110 лет со дня рождения Франсиса Пуленка, а два дня спустя, 9 января, в Концертном зале имени Н.Я.Мясковского состоялся вечер камерной музыки французского мастера. На это событие откликнулись студенты класса концертмейстерского искусства заслуженной артистки России профессора Маргариты Ивановны Кравченко.
Молодые музыканты поставили перед собой непростую задачу. К исполнению своих вокальных сочинений Пуленк всегда относился с большим трепетом, ревностно следя за их сценической жизнью и «доверяя» лишь избранным певцам. Для исполнителей последующих поколений композитор написал «Дневник моих песен» – краткие авторские рекомендации к исполнению его романсов. И все же эти заметки проблемы не решают. (далее…)

Групповой автопортрет

Авторы :

№ 2 (91), февраль 2009

Как выглядит портрет типичного студента консерватории? Только не пугайтесь, мы не будем составлять фоторобот или прикидывать, подобно гоголевской героине: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича»… (далее…)

Эффекты или мелодия?

Авторы :

№ 2 (91), февраль 2009

Сегодняшние композиторы постоянно находятся в поиске нового, яркого, доселе небывалого, способного сформировать их собственный, неповторимый стиль. Излишне перечислять средства, которые задействуются в музыке, рождающейся в XXI столетии: обобщенно говоря, это все звуки мира, живого и электронного, в самых невероятных сочетаниях и преобразованиях. «Новая» музыка медленно, но все же неуклонно перестает быть элитным, обособленным искусством. Она все чаще фигурирует в концертных программах, появляется в записях и в Интернете и, наконец, входит в репертуар не только профессиональных, но и любительских коллективов. (далее…)

Структура звучания

№ 2 (91), февраль 2009

Триада композитор–исполнитель–слушатель предполагает тонкое взаимодействие крайних звеньев со средним. Перед исполнителем стоит сложная задача: с одной стороны, воплотить замысел композитора (не записывая себя в соавторы излишними вольностями в интерпретации!), а с другой – сыграть так, чтобы донести этот замысел до слушателя, «вербализировать» его. Эта задача превращается в серьезную проблему при исполнении авангардной музыки, где образный строй произведения и музыкальный язык не доступны для понимания неподготовленным слушателем. (далее…)

Новые имена

Авторы :

№ 2 (91), февраль 2009

Осенним вечером прошлого года в Зале им. Н.Я.Мясковского состоялся концерт-открытие четвертого сезона Клуба молодых композиторов и исполнителей Москвы «Новые имена». Вечер собрал такое количество гостей – друзей, коллег, единомышленников и любителей современной академической музыки, что гостеприимный зал с трудом вместил всех желающих. (далее…)