№ 6 (95), сентябрь 2009
Обойдемся без пафосных речей, их по поводу этого выдающегося человека сказано и написано не мало. Густав Хейнрик Эрнст Мартин Вильгельм Фуртвенглер – ключевая фигура для дирижерского искусства XX века, многогранная и неоднозначная.
Необычно в нем было все: от его личности, дирижерской техники до ситуации, в которой он оказался волей истории. В раннем возрасте, как всякий порядочный немец, Фуртвенглер обучался музыке, и уже сразу проявилась его приверженность немецкой классике, в частности Бетховену, Брукнеру, Вагнеру (его интерпретации названных авторов до сих пор считаются эталонными). А в 20 лет он дебютировал в качестве дирижера Мюнхенского филармонического оркестра с исполнением Девятой симфонии Антона Брукнера. Неплохо для дебюта?
В это время им уже было написано несколько собственных композиторских опусов. В дальнейшем дирижер продолжит сочинять, к концу жизни он будет автором трех симфоний, увертюры, концерта для фортепиано с оркестром, фортепианного квинтета, двух скрипичных сонат и Te Deum’а для хора и оркестра. Этот небольшой перечень даже сам по себе впрямую указывает на наследование Фуртвенглером немецких классико-романтических традиций, в чем-то Бетховена и Брукнера, в чем-то Шуберта. В 1922 году Фуртвенглер возглавил Берлинский филармонический оркестр. Впоследствии стал музыкальным руководителем Венского филармонического оркестра, Зальцбургского фестиваля и Байрейтского фестиваля. Таким образом, он охватил практически всю музыкальную жизнь Германии того времени. (далее…)