Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Возвращение

Авторы :

№ 6 (95), сентябрь 2009

Музыкант, о котором я вам расскажу, принадлежит к числу замечательнейших композиторов германской школы. Этот композитор, критик и педагог внес значительный вклад в репертуар симфонической музыки XIX века. Творчество его не отличается яркой оригинальностью, но зато он способен пленить чуткого знатока совершенством технической разработки, законченностью формы. Ближе всего он примыкает к школе Бетховена, у которого заимствовал благородную простоту тем, логичность тематического развития и, в особенности, художественную умеренность в выборе оркестровых эффектов. П. Чайковский считал Иоахима Раффа «одним из столпов современной музыки». (далее…)

Солнечный человек

Авторы :

№ 6 (95), сентябрь 2009

Стрельникова

 

Обаяние, солнечность и оптимизм – вот как в трех словах я представила бы Аню Стрельникову. Она – человек, который никогда не унывает, всегда полон сил и творческих исканий. И это в полной мере воплощено в ее творчестве. Часто в ее музыке можно встретить зажигательные танцевальные ритмы, которые чередуются с необычными вокальными мелодиями. Удивительно, что современная гармония здесь воспринимается легко и просто. У нее есть изумительные композиции, которые как будто бы уносят в мир сказки.

(далее…)

Секрет творческого долголетия

№ 6 (95), сентябрь 2009

Крылатов
Недавно свой юбилей отметил Евгений Крылатов – композитор, любимый и детьми, и взрослыми. Пожалуй, трудно найти человека, не знающего такие его киномузыкальные хиты, как «Колыбельная медведицы», «Три белых коня», «Крылатые качели»… Сегодня композитору 75, хотя по молодому голосу и свежему отношению к жизни этого не скажешь. В его доме на Тверской-Ямской царит атмосфера душевной чистоты, света и высокой духовности. В такой обстановке мы поговорили с Евгением Павловичем о грядущем и былом.

В новый этап своей жизни я вхожу с благодарностью Богу, своей семье, всем, что дожил до таких лет. Я рад, что нахожусь в активном жизненном тонусе. Работаю все время, работа меня не покидает. У меня много поездок по стране, встреч с поклонниками, концертов. Так что я в полном здравии и творческом горении.

(далее…)

«Бог дал мне веселое сердце»

Авторы :

№ 6 (95), сентябрь 2009

В этом году на афишах концертных программ довольно часто можно встретить произведения гениального австрийского композитора Йозефа Гайдна. Это не случайно. Прошло ровно 200 лет со дня смерти Гайднвеликого венского классика. Не стал исключением и концерт, состоявшийся 16 мая в Музее имени Н. Г. Рубинштейна.

Во вступительном слове к концерту было отмечено, насколько велико и разнообразно творчество Гайдна. Его ведущим жанром являлась симфония, и во многом такая благополучная атмосфера для развития этого жанра сложилась благодаря долгой службе Гайдна в поместье графа Эстергази близ города Эйзенштадта, где в распоряжении знаменитого венского классика был прекрасный оркестр. Но на концерте в Музее исполнялась клавирная и камерная музыка композитора.

Гайдн всегда оставался мастером ансамблевого музицирования. Даже божественный Моцарт признавался, что он учился писать струнные квартеты на партитурах Гайдна. В программу концерта вошли два трио – до мажор (в исполнении учеников ЦССМШ) и фа-диез минор (в интерпретации студентов МГК), где контрапунктические и вариационные тонкости подчеркивают красоту мелодий, ту красоту, которая прежде всего заключается в прелести трехголосного склада. Звучали клавирные сонаты, а также сонаты для скрипки и фортепиано, которые привнесли атмосферу домашнего музицирования, чрезвычайно распространенного в эпоху композитора. Но для Гайдна, так же как и для Моцарта, этот жанр не был просто некой «усладой для души» – уже в то время он приобретал в их сочинениях серьезные черты. И довольно часто в сонатах Гайдна можно встретить оркестровые эффекты, которые, как известно, с возрастающей силой будут заявлять о себе в будущем.

(далее…)

Нужно просто слушать музыку!

Авторы :

№ 6 (95), сентябрь 2009

Обойдемся без пафосных речей, их по поводу этого выдающегося человека сказано и написано не мало. Густав Хейнрик Эрнст Мартин Вильгельм Фуртвенглер – ключевая фигура для дирижерского искусства XX века, многогранная и неоднозначная.

ФуртвенглерНеобычно в нем было все: от его личности, дирижерской техники до ситуации, в которой он оказался волей истории. В раннем возрасте, как всякий порядочный немец, Фуртвенглер обучался музыке, и уже сразу проявилась его приверженность немецкой классике, в частности Бетховену, Брукнеру, Вагнеру (его интерпретации названных авторов до сих пор считаются эталонными). А в 20 лет он дебютировал в качестве дирижера Мюнхенского филармонического оркестра с исполнением Девятой симфонии Антона Брукнера. Неплохо для дебюта?

В это время им уже было написано несколько собственных композиторских опусов. В дальнейшем дирижер продолжит сочинять, к концу жизни он будет автором трех симфоний, увертюры, концерта для фортепиано с оркестром, фортепианного квинтета, двух скрипичных сонат и Te Deum’а для хора и оркестра. Этот небольшой перечень даже сам по себе впрямую указывает на наследование Фуртвенглером немецких классико-романтических традиций, в чем-то Бетховена и Брукнера, в чем-то Шуберта. В 1922 году Фуртвенглер возглавил Берлинский филармонический оркестр. Впоследствии стал музыкальным руководителем Венского филармонического оркестра, Зальцбургского фестиваля и Байрейтского фестиваля. Таким образом, он охватил практически всю музыкальную жизнь Германии того времени. (далее…)

«И дней минувших анекдоты…»

Авторы :

№ 6 (95), сентябрь 2009

ШтелинЯкоб фон Штелин (Jacob Stählin von Storcksburg, 1709-1785), которому в этом году исполнилось бы 300 лет со дня рождения, сейчас практически не знаком не только широкому кругу музыкантов-профессионалов, но даже и узким специалистам-историкам. Знают про него в основном те, кто занимается проблемами искусства XVIII века. Между тем, это несправедливо, ведь на материалах, оставленных Штелиным, основывается почти все знание о музыке того столетия.

По существу, он является первым в России историком музыки и одним из первых историков искусства. Его работы: «Известия о музыке в России», которые изданы вместе с «Известиями о танцевальном искусстве и балетах в России» в 1935 году как книга «Музыка и балет в России XVIII века» (в 2002 году было переиздание), а также «Воспоминания о живописцах в России», «О скульптуре в России», «Заметки об архитектуре в России в XVIII веке», – являются практически единственными из существующих источников, где содержатся сведения о культуре и жизни страны XVIII столетия. (далее…)

Забыть так скоро

Авторы :

№ 6 (95), сентябрь 2009

Мне не раз приходилось ловить себя на мысли о том, сколь многих талантливых людей я не знаю. А вам? Ведь если задуматься, не знаем мы их совсем не потому, что они менее талантливы, чем современники. ЛурьеПросто – так уж распорядилась судьба. Кому слава, кому забвение.

Долгое время в нашей стране было предано забвению имя Артура Лурье, композитора-эмигранта, современника Скрябина, Прокофьева, Рахманинова. Забыт он был и за рубежом. Лишь после смерти композитора некоторые западные издательства и концертные организации вспомнили о его наиболее смелых ранних работах: в Висбадене в 1981 году (почти через 20 лет после смерти композитора!) был переиздан фортепианный цикл «Формы в воздухе». В 1986-м некоторые сочинения Лурье прозвучали на фестивале современной музыки во Флоренции, а спустя два года несколько камерных вещей композитора («Формы в воздухе», Шесть романсов на стихи Верлена) были исполнены на фестивале «Дни современной музыки» в Дрездене.

Открытие Лурье в России произошло только в 1989 году – в Большом зале Московской консерватории. Гидон Кремер в сопровождении ансамбля Юрия Башмета «Солисты Москвы» исполнил его пьесу «Concerto da camera», написанную в годы проживания в Америке.

(далее…)

Ты меня понимаешь?

Авторы :

№ 6 (95), сентябрь 2009

Общение – величайший дар, которым наделено человечество. Потребность выражать свои чувства, быть понятым и услышанным заложена с младенчества в каждом из нас. И именно она подвигала людей на изобретение и усовершенствование средств общения и связи: речь, письменность, почта, телеграф, телефон, мобильная связь… Каждое новое изобретение все больше объединяло людей. Теперь мы можем мгновенно связаться друг с другом, находясь в разных точках земного шара. (далее…)

На хуторок к Женьке

Авторы :

№ 6 (95), сентябрь 2009

Летом после фольклорного фестиваля мы жили несколько дней в небольшом хуторке Глушица около станицы Кумылженской в Волгоградской области. Я собирала материал для диплома, но было жарко, и работа шла как-то вяло. Зато мы познакомились с местными ребятами – тремя одиннадцатилетними мальчиками, хорошими, добрыми, совсем не испорченными городом. С ними мы играли, общались, купались, а при расставании обменялись телефонами.

И вдруг, уже зимой, звонят с незнакомого номера. Отвечаю. Связь постоянно прерывается. Только слышно, что высокий голос все твердит: «Это Женька, Женька…» Какая еще Женька? «Женька с хутора…» И тут вдруг мне вспомнились знойное лето и вдумчивый вежливый мальчик из Глушицы. Для чего он позвонил? Да так, просто поговорить. А что говорить: как дела? Да все нормально, вроде как прежде. И вдруг случайно в голову пришла одна идея… (далее…)

История музыки и наука

Авторы :

№ 6 (95), сентябрь 2009

По сравнению с исторической наукой история музыки как научная дисциплина достаточно молода. Молода она даже в сравнении с другой музыкально-теоретической наукой – элементарной теорией музыки, которой занимался еще Пифагор. Но, несмотря на относительную новизну своей отрасли, музыкальные историки успели создать множество трудов и даже собственных понятийных и терминологических систем-воззрений (если их так можно назвать). (далее…)