Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В атмосфере рождественского праздника

№ 1 (108), январь 2011

Одной из приятных неожиданностей стало приглашение в оперу на спектакль «Гензель и Греттель» немецкого композитора Энгельберта Гумпердинка. Премьера лирической сказки в трех картинах проходила в театре «Русская опера» на сцене Дворца на Яузе. Этот театр был основан в Москве всего два года назад, но в его репертуаре уже появлялись и «Свадьба Фигаро» Моцарта, и даже «Сорочинская ярмарка» Мусоргского!

Э. Гумпердинг (1854-1921) родился в семье преподавателя древних языков и дочери церковного кантора. Незаурядные музыкальные способности проявились очень рано, и уже в юношестве он писал вокальную лирику на стихи И. В. Гете, получая одобрение маститых композиторов того времени. Молодой музыкант обучался в Кельнской и Мюнхенской консерваториях, совершал поездки по Европе, и однажды в Неаполе ему посчастливилось познакомиться с Рихардом Вагнером, которого он боготворил. Козима Вагнер как-то сказала, что хорошо было бы ему написать оперу на основе сказок братьев Гримм, и опера была написана. Премьера состоялась в Веймаре на Рождество (1893). В качестве дирижера дебютировал Рихард Штраус! Позднее этой оперой дирижировал Густав Малер. Он писал, что «“Гензель и Греттель” – это шедевр и один из моих любимых примеров взаимообогащения музыки и литературы». Ставили ее и в России на сцене Императорских театров, и в частной опере Мамонтова.

(далее…)

Во славу Девы и Короля-Солнца

Авторы :

№ 1 (108), январь 2011

Славной традицией стали вечера памяти Олега Кагана в Москве. В ноябре этого года в рамках уже XI международного фестиваля «Памяти великого артиста» состоялось несколько концертов. В них звучала великолепная музыка – как не столь часто исполняемые произведения Бруха и Блоха, так и излюбленные исполнителями сочинения Брамса, Вагнера, Малера, а также Шнитке. Большинство программ фестиваля включало музыку для солирующей виолончели, которую исполняла Наталия Гутман, вдова Олега Кагана и бессменный руководитель двух ежегодных фестивалей его памяти – в Москве (с 1999 г.) и в германском Кройте (с 1990 г.). Особым гостем фестиваля стал прославленный ансамбль «Hortus musicus» во главе с его бесподобным руководителем Андресом Мустоненом.

Андрес Мустонен организовал свой коллектив в 19 лет, еще будучи студентом Эстонской консерватории. И с тех пор на протяжении почти четырех десятилетий он занимает должность дирижера и художественного руководителя ансамбля. В 1970-е годы в Советском союзе практически не звучала старинная музыка и молодой коллектив сразу же занял одну из лидирующих позиций среди музыкальных ансамблей мирового масштаба. Музыканты «Hortus musicus» играют исключительно на старинных инструментах, придерживаясь аутентичной манеры исполнения. Их репертуар охватывает временной период, не укладывающийся в одно тысячелетие! В первоклассном исполнении можно услышать григорианский хорал, музыку эпохи Возрождения и Барокко, но кроме этого ансамбль исполнял – часто впервые – сочинения таких авторов, как А. Пярт, Г. Канчели, В. Сильвестров, А. Кнайфель, Л. Сумера, Э.-С. Тююр…

(далее…)

Лирическая исповедь

Авторы :

№ 1 (108), январь 2011

Лучшее, что было накоплено в музыке XIX века, не потеряло в его творчестве своей силы, но приобрело строгость и аскетичность «одежд» XX века, умение кратко и просто высказывать мысли… Таков не столь давно ушедший из жизни Михаил Тертерян – композитор, пианист, педагог. Его музыка звучит не часто, хотя перу автора принадлежат Вариации для фортепиано с оркестром, Виолончельная соната, камерные сочинения, вокальные и инструментальные. В прошедшем году в Музее музыкальной культуры им. Глинки состоялся вечер его памяти. Для многих слушателей этот концерт стал открытием.

В исполнении ученицы М. Б. Тертеряна, великолепной пианистки и органистки Марии Макаровой, звучала фортепианная музыка композитора: Элегия памяти Эмина Хачатуряна, Полифоническая пьеса № 2, две прелюдии, Полька-шутка, Хорал. Несколько пьес, разных по характеру, но схожих в одном: они трогают глубиной содержания, сосредоточенностью мысли, скрытыми за изящной мелодикой, яркими, но не вычурными гармониями. В каждой из них проводится краткая, но важная мысль.

(далее…)

Колоритная «мозаика»

Авторы :

№ 1 (108), январь 2011

Сочинение музыки в наше время считается достаточно прибыльным делом, и многие, чувствуя в себе тягу к творчеству, пытаются писать – для эстрады, для сериалов, даже для рекламы. Среди такой пестроты современного музыкального творчества ухо профессионала, который привык к хорошей музыке, «тоскует». Мы, воспитанные в иной слуховой среде, чем остальные, хотим слышать хорошую музыку не только в академических залах, но и в повседневной жизни. И не довольствоваться лишь творчеством ремесленников, которые ради выгоды заполонили звуковое пространство современного музыкального мира…

Спасаемся мы не только классикой, но и хорошей музыкой наших с вами современников. Поэтому особенно приятно встретить на своем профессиональном пути людей, которые сочетают в себе такие свойства, как прекрасная композиторская школа, истинное желание творить (без примеси коммерции) и музыкальная одаренность.

(далее…)

С большим подъемом

№ 1 (108), январь 2011

14 ноября череду хоровых концертов на фестивале «Московская осень» открыл Хор студентов Московской консерватории под управлением профессора С. С. Калинина. Программа включала произведения девяти авторов – А. Киселева, Е. Коншиной, В. Рябова, Е. Кожевниковой, Ю. Тихоновой, В. Калистратова, А. Гордечева, В. Агафонникова, А. Ларина. Мне удалось не только участвовать в исполнении, но и поговорить с некоторыми авторами после концерта. Они с удовольствием рассказали о своих произведениях, о впечатлениях от исполнения сочинений коллег, о работе хора и его руководителя.

(далее…)

Ударное открытие

Авторы :

№ 1 (108), январь 2011

Не успела открыться «Московская осень», как все оглохли! А ведь слушать впереди еще придется много… Марк Пекарский буквально «порвал» первым рядам перепонки своими «Сигналами»! До исступления и остервенения высекались нарочито одни и те же ритмы, а к концу барабанная дробь, исполняемая всеми и сразу, просто лишила (по крайней мере меня) элементарного ощущения тембра малого барабана. Казалось, что звучит одна гремящая масса и гром этот очень продолжительный. Такой эффект можно сравнить с чисто тактильными ощущениями: если долго держать руку под холодной струей, то вода начинает казаться жутко горячей. Так и здесь – наш замечательный организм постепенно включает самозащиту и как бы закупоривает хрупкое слуховое устройство. Затем, чувствуя некоторую отрафированность ушей, даже привыкаешь к такому издевательству…

А собственно открылась «Осени прекрасная пора», как и полагается, трубными фанфарами Бриттена под названием «Фанфары для Эдмондсбери». И это было очень кстати. Почаще бы такой торжественности в начале концерта, она сразу создает приподнятое настроение у слушателей.

(далее…)

Путешествие в воображаемом пространстве

Авторы :

№ 1 (108), январь 2011

3 ноября, среда… Встреча с С. А. Губайдулиной… Обойдемся без банальных фраз типа: «эту встречу предвкушали многие» или «этот вечер был необычен». Ожидания у всех были разные, не поддающиеся словесному описанию. Действительно, увидеть живую легенду для всех присутствующих было настоящим событием. Еще за полчаса до встречи казалось, что аудитория просторна, но уже за 10 минут многим не хватало мест. Но как только вошла София Асгатовна, ее положительная энергия создала в аудитории особую атмосферу.

Встреча открылась рассказом композитора о своем предпоследнем сочинении с необычным названием «Fachwerk» (2007) для солирующего баяна, камерного струнного оркестра и одного ударника. «Fachwerk, говорит София Асгатовна, – это один из моих любимых архитектурных стилей Германии, которым я просто восхищаюсь. Смысл этого стиля заключается в том, что ремесленные моменты выведены на фасад. Обычно штукатурка скрывает все строительные детали, а здесь, наоборот, совершенно бытовые, казалось бы, конструкции выносятся на передний план и становятся эстетическим фактом». В своем произведении С. Губайдулина хотела передать красоту этого стиля. А для того, чтобы это воплотилось в полной мере, потребовался особый музыкальный инструмент. Им стал баян.

(далее…)

Этот загнанный зверь — Дон Жуан

Авторы :

№ 1 (108), январь 2011

Вот уже более двух столетий снова и снова пленяет своим безграничным обаянием моцартовский Дон Жуан. От спектакля к спектаклю он покоряет слушателей, каждый раз представая в новом образе. Странно, что, несмотря на драматическую кончину Дон Жуана, список покоренных им сердец постоянно пополняется. На сей раз под его магические чары попали создатели спектакля, премьера которого прошла 29 октября в Большом театре.

Творческий союз Теодора Курентзиса и Дмитрия Чернякова стал привычным для московских зрителей. Публика помнит недавнюю громкую московскую премьеру оперы Берга «Воццек», а также показ новосибирского спектакля «Аиды» Верди. В этот раз в трактовке музыки Моцарта Курентзис решил придерживаться линии аутентичного исполнительства. Это проявилось и в небольшом количестве оркестрантов, и в инструментарии, и в специфике приемов игры. В целом, впечатление от звучания оперы осталось прекрасным, за исключением нескольких эпизодов, где певцы и оркестранты пали жертвой неуемной энергии дирижера. Маэстро избирал очень быстрые темпы, с которыми исполнители справлялись далеко не всегда. Особенно трудно было певцам, которые помимо музицирования еще и активно двигались по сцене. Тот же темперамент дирижера немного помешал верному распределению динамики. Иногда оркестр просто заглушал певцов и известные всем мелодии можно было расслышать с трудом.

(далее…)