Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Еще одна La comédie humaine, или «Вишневый сад» по-французски

Авторы :

№ 3 (110), март 2011

«Promenade à une paire!» – провозглашает человек во фраке, и на сцену начинают по очереди выходить люди. Каждый из них рассказывает о своем отношении к сложившейся ситуации. Все они под впечатлением реплики властного господина в костюме, восклицающего: «Продан вишневый сад! Продан! Я купил. Я купил». Именно так начинается опера французского композитора Филиппа Фенелона (р. 1952) «Вишневый сад», концертное исполнение которой состоялось в Большом театре.

Примечательно обращение иностранного автора к классическому сюжету русской литературы (либретто Алексея Парина). Но интересно, почему этот чеховский сюжет не снискал себе желающих преобразовать его в оперу среди российских композиторов? Ведь язык великого русского писателя обладает большой музыкальностью (что побудило, например, Рахманинова написать романс «Мы отдохнем» из финала чеховского «Дяди Вани»). Главная причина, как мне кажется, кроется не в проблеме адаптации прозаического текста к вокальной просодии, а в особенностях сценической драматургии «Вишневого сада».

Либретто для оперы Фенелона драматургически создано вполне адекватно: в его основу положен последний – третий – акт пьесы, где, собственно, концентрируются кульминационные точки действия и все персонажи психологически раскрываются наиболее полно. Вся сюжетная канва оперы разделена между двумя актами, каждый из которых, в свою очередь, состоит из шести картин. Знакомые персонажи предстают в не совсем «чеховской» трактовке. Так, Любовь Андреевна Раневская превращается просто в Любу, а Леонид Андреевич Гаев – в Леню. Возможно, этим авторы спектакля стремились подчеркнуть то, что эти дворяне по происхождению – обычные люди с такими же чувствами. В роли Раневской блистательно выступила Анастасия Москвина (сопрано), а в роли Гаева – Марат Гали (тенор). Образ Лопахина, персонажа, явно конрастирующего двум главным героям, замечательно отразил Дмитрий Варгин (баритон).

(далее…)

Шанс на будущее

Авторы :

№ 3 (110), март 2011

Музыкант стремящийся – интереснее музыканта, уже достигшего своей цели. Оперный театр Московской консерватории, возможно, уступает сложившимся труппам России и зарубежья, но у него есть одно существенное преимущество: здесь можно увидеть творчество начинающих оперных артистов. Вокалисты-студенты стараются проявить себя как можно ярче, пытаются справиться с волнением (успешно и не очень), искренне переживают на сцене, веря партнеру и ситуации. И даже моменты наигрыша и технического несовершенства не оставляют зрителя равнодушным: молодость, порыв и стремление увлекают всех.

В Рахманиновском зале еще в конце первого семестра кафедра оперной подготовки представила вниманию публики четыре сцены из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Музыкальный руководитель и дирижер профессор П. Б. Ландо во вступительном слове отметил, что эта опера, 130-летие которой отмечалось в 2009 году, – первое серьезное задание для начинающих артистов. Петр Ильич назвал ее лирическими сценами и желал, чтобы она ставилась исключительно студентами Московской консерватории, чтобы в исполнении не было штампов, а было только все самое искреннее и чистое. К тому же автору, возможно, хотелось, чтобы возраст исполнителей соответствовал возрасту героев.

(далее…)

Что мы выбираем?

Авторы :

№ 3 (110), март 2011

Действительно, настоящий «парад» прошел в Московском международном доме музыки в рамках фестиваля «Арт-ноябрь». Зрелище было необычным – все-таки на одной сцене 5 роялей и 10 известных пианистов! Вечер был посвящен великому музыканту – композитору, пианисту, общественному деятелю Антону Рубинштейну. В «Stanway-параде» участвовали как маститые музыканты, так и молодые таланты из разных стран: Николай Петров, Александр Гиндин, Алексей Володин, Константин Лифшиц, Петр Лаул, Альба Вентура (Испания) и знаменитый American Piano Quartet (США). Командовал парадом музыкальный критик и телеведущий Артем Варгафтик.

Концерт получился ярким и неповторимым. Были исполнены «Посвящение Антону Рубинштейну» для пяти фортепиано В. Мартынова, Концертный парафраз П. Пабста для двух фортепиано на темы «Евгения Онегина» Чайковского, «Триана» Альбениса из сюиты «Иберия» для фортепиано, «Мазепа» Листа (в транскрипции А. Курбатова для трех фортепиано). Вершиной вечера стала Ода «К радости» Л. Бетховена в транскрипции А. Курбатова для пяти фортепиано и десяти пианистов (двадцати рук!). Ее фортепианное звучание вполне могло бы соперничать с оркестровым, настолько это было мощно. Публика в полном восторге после финальных аккордов взорвалась в овациях.

(далее…)

Bond… James Bond – Track… Soundtrack

Авторы :

№ 3 (110), март 2011

Есть фильмы хорошие, есть фильмы очень хорошие, а есть культовые. К последним можно отнести сагу о Джеймсе Бонде. Бондиана насчитывает 22 фильма. Первый из них, «Доктор Но», был снят в 1962 году и произвел фурор не только в США, но и во всем мире.

Сама идея снимать фильм о британском шпионе по книге бывшего сотрудника Ми-5 ломала классические каноны американского киноискусства. Тем более что делать подобное в период обостренных отношений США и СССР было достаточно провокационным решением. Но перед нами факты: за полувековую историю фильмы о красавце-супермене, любимце женщин и грозе всех мировых злодеев, практически ни разу не приводили к истощению жанра. Хотя в каждой серии есть одни и те же клише – две девушки (плохая и хорошая), словно ангел и демон, испытывающие британского агента, шикарный автомобиль, опасность мирового масштаба и конечно, песня к каждому фильму с одноименным названием.

Нельзя с полной уверенностью назвать лучшую песню к Бондиане. Альбом со стандартным для многих сборников названием «The Best Of» включает в себя 24 трека. Первый и последний – знаменитая «James Bond Theme», написанная известным джазовым композитором и дирижером Джоном Берри. На диске два варианта «Theme» – оригинальный и ремикс, сделанный не менее талантливым музыкантом Джоном Арнольдом. Эти два трека являются некой аркой альбома. Похожий прием «репризы» есть практически в каждом сборнике песен минувших десятилетий, что подчеркивает их актуальность в современной культуре.

(далее…)

«Таким шоу мы бы могли открыть Олимпийские игры…»

Авторы :

№ 3 (110), март 2011

17 декабря во Дворце спорта «Лужники» состоялась премьера «Снежной королевы» – нового ледового шоу Татьяны Тарасовой. Cвою версию сказки Андерсена она сделала вместе с театральным режиссером Ниной Чусовой, художником-постановщиком Зиновием Марголиным и дизайнером Викторией Севрюковой. После московской премьеры «Снежная королева» отправится на гастроли в Европу.

«Щелкунчик», поставленный Тарасовой в прошлом году, признан самым популярным ледовым шоу и занесен в Книгу рекордов России. Грандиозный успех «Щелкунчика» вдохновил создателей на новую постановку. Сюжет был выбран не случайно – в апреле прошлого года исполнилось 205 лет со дня рождения Ганса Христиана Андерсена. А что же может быть лучше для рождественского спектакля, чем его «Снежная королева»?!

Главные роли – Кая и Герду – в новом шоу исполняют фигуристы Елена Йованович и Константин Гаврин, блистательно сыгравшие в «Щелкунчике». В этом году на кастинг пришло почти четыре сотни заявок из России и стран ближнего зарубежья. Татьяна Тарасова выбрала тридцать лучших фигуристов. Среди них нет олимпийских чемпионов, но уровень ее труппы таков, что не каждый олимпийский чемпион способен сделать то, что делают эти молодые артисты.

(далее…)

Не пустые холмы

№ 3 (110), март 2011

Пожалуй, борцам за высокое искусство и тем, кто привык жить и вести себя так, «как принято в культурном обществе», делать на фестивале «Пустые холмы» нечего. Это место – для людей, свободных от заведенных в обществе порядков, норм и сложившихся стереотипов. Здесь собираются те, кто любит творить не в рамках академических видов искусства, а просто так, по зову сердца.

Что такое «Пустые холмы»? Говоря простым языком, это собрание неформалов, принадлежащих порой к совершенно противоположным течениям современного искусства. А также ежегодно проводимый фестиваль и постоянно функционирующий проект, помогающий различным художникам (в широком понимании этого слова!) и ансамблям в проведении выставок, концертов, мастер-классов. Подчеркну – открытый некоммерческий проект. Открытый означает, что в нем может участвовать любой желающий. Некоммерческий – что заработанные средства расходуются на развитие фестиваля, в частности, и на развитие культуры и искусства в целом.

Это один из самых необычных и ярких фестивалей, проходящих в России. Впитав в себя множество музыкальных стилей и течений от экспериментальной музыки и джаза до регги, фолка и этно, за несколько лет своего существования он обрел собственное неповторимое лицо. Уникальность фестиваля в том, что, несмотря ни на что и вопреки всему, вход на него остался бесплатным и все музыкальные и творческие коллективы также работают без гонорара. Деятельность фестиваля обеспечивается за счет добровольных пожертвований его друзей, партнерской помощи, работы волонтеров и энтузиазма гостей.

(далее…)

Инопланетное вторжение?

Авторы :

№ 3 (110), март 2011

Ноутбуки, мобильные телефоны, плееры, электронные книги… Человек XXI века не мыслит свою жизнь без гаджетов. Что бы мы ни делали, куда бы ни спешили, нас всегда сопровождает какая-то техника. Она уже давно применяется и в музыкальной сфере, в частности, добралась до сольфеджио… 7 февраля 2011 года в ДМШ имени Ю. А. Шапорина Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке состоялась лекция, посвященная взаимодействию предмета сольфеджио с новейшими компьютерными технологиями. Ее провел Александр Евгеньевич Дадиомов – преподаватель теоретических дисциплин в названной школе и в ЦМШ.

На встрече был затронут ряд тем: внедрение компьютерного обучения в музыкальных школах для оказания помощи в освоении сольфеджио, знакомство с некоторыми компьютерными программами, их анализ и тестирование. Как выяснилось, большинство таких программ – англоязычные, что создает определенное неудобство при их использовании в России, особенно людьми, плохо владеющими иностранным языком. В программах же, переведенных на русский язык, зачастую встречаются ошибки и нелепости: переводы делаются не музыкантами, поэтому не всегда корректны и не учитывают специфику музыкальной терминологии. Кроме того, за рубежом они рассчитаны для применения в вузах, а в России используются уже в детских музыкальных школах.

Практически все предложенные программы нацелены на тренировку слуха и усовершенствование теоретических знаний. В центре внимания – лады, интервалы, аккорды, ритм. Например, ученик решил потренироваться в определении ладов на слух: он может прослушать их, задав такое условие в настройках, – в момент звучания конкретный лад будет «подсвечиваться» на мониторе. Немалый интерес представляют задания на определение тембров инструментов, а также угадывания звуков на слух (причем можно настроить звучание даже на определение четвертитонов!). Многие программы предлагают упражнения, связанные с проработкой ритмических фигур, гармонических последовательностей, с построением  интервалов и аккордов на время…

(далее…)

Большая музыка для маленьких залов

Авторы :

№ 3 (110), март 2011

Удивительно разнообразна концертная жизнь консерватории. И на улице, и в учебных корпусах цветные афиши вежливо приглашают вас окунуться в музыкальный мир. В одном зале выступает знаменитое трио, в другом – премьера очередного шедевра с непонятным названием, там – встреча с нашумевшим композитором или открытые уроки иностранного маэстро, а здесь читает курс лекций именитый ученый…

Среди столь яркой палитры музыкальных событий как будто затерялось одно недавнее выступление в зале им. Мясковского: студентка последнего курса Ирина Сопова и аспирантка Злата Чочиева играли сонаты для альта и фортепиано. Вечер среды в соединении с лютым московским морозом не обещал аншлага, и предчувствие оказалось верным: небольшой Белый зал едва ли был заполнен наполовину. Случилось так, что мне доверили вести этот концерт. (далее…)

Старый новый спектакль

Авторы :

№ 3 (110), март 2011

В прошедшем году в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского состоялась премьера оперы Шостаковича «Нос». Но премьера довольно условная – спектакль можно обозначить так применительно к моему поколению. На самом же деле – это возрождение постановки 1974 года, которая создавалась Б. Покровским и Г. Рождественским еще при участии самого композитора. Возрождали все: режиссуру, костюмы, сценографию. И, разумеется, определенная знаковость премьеры связана с тем, что эта опера Шостаковича – своеобразная визитная карточка театра: 330 спектаклей по всему миру о чем-то да говорят.

Постановка абсолютно классична – с точки зрения современного зрителя, привыкшего к режиссерской «изобретательности» и стремлению показать себя на базе признанного публикой музыкального произведения. Является ли это недостатком? Не для меня, хотя зрители, настроенные на «модернистский» лад могут быть разочарованы. Камерность спектакля делает его чрезвычайно личным, словно играют его только для тебя. Никакого хаоса в режиссерском решении, что лишь подчеркивает гротескность и абсурдность ситуации, созданной Гоголем. Оформление сцены – минимальное, но достаточное, чтобы создать необходимую атмосферу и представить пришедшим именно девятнадцатое столетие, хотя бы и сквозь призму современности. И этому не мешает ни условность декораций, ни смена костюмов, происходящая прямо на сцене. А появление некоторых персонажей из зала создает ощущение причастности к действию – будто ты и не зритель вовсе, а прохожий с Невского проспекта.

(далее…)

Просто восторг

Авторы :

№ 3 (110), март 2011

Мои блуждания по репертуарам московских оперных театров привели на восьмое место первого ряда Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. На сцене – мировой оперный шедевр «Похождения повесы» Игоря Стравинского. Уникальность этого спектакля заключалась в том, что перед нами – возобновленная постановка самого Бориса Покровского в декорациях Иосифа Сумбаташвили. То есть идти было не страшно: была уверенность в том, что не нарвешься на пошлую картинку, успевшую прижиться на многих сценах Москвы. Причем радость была двойная: постановка «Похождений» – вообще большая редкость, а тут еще и в прекрасном, апробированном варианте. Просто восторг!

Сразу поразили декорации: три огромных картины выше человеческого роста, расставленные по трем сторонам сцены. И такое решение более чем естественно, ведь опера, как известно, написана по серии гравюр «Карьера мота» английского художника XVIII века Уильяма Хогарта. Эти гравюры буквально оживают на сцене и символизируют три мира, в которых существует Том Рейкуэл – главный герой. В них можно заходить, сидеть… Так в начале оперы из первой картины, символизирующей дом Энн и Трулава, выходят главные герои. Из второй – в начале второго действия – появляется целая ассамблея куртизанок, а затем на ее месте оказывается картина кладбища. Третья гравюра олицетворяет новую жизнь Тома в Лондоне, полную одиночества и тоски: герой сидит неподвижно за столом довольно продолжительное время и создается потрясающий эффект «неживого» портрета. Позже Энн окажется в этой картине за решеткой, став, таким образом, жертвой его иллюзий. Картины – это немые знаки, раскрывающие глубинный подтекст происходящего.

(далее…)