Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Хрустальный концерт Шнитке

Авторы :

№ 1 (99), январь 2010

В конце «Московской осени» был концерт в память Эдисона Денисова и Альфреда Шнитке. Выступала Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского. Во втором отделении, полностью шнитковском, прозвучал и его Фортепианный концерт. (Вообще-то у А. Шнитке их два, но исполняют только один – для фортепиано и струнного оркестра.)

На сцену вышла солистка – Татьяна Полянская, поклонилась под гул аплодисментов… Все смолкло… Из тишины под ее изящными пальцами полились звуки – хрупкие, как она сама, серебристые, в тон ее платью.  (далее…)

Русь, Православие, Гоголь…

Авторы :

№ 1 (99), январь 2010

ДовганьНедавно в Большом зале консерватории состоялась премьера оратории Владимира Довганя «Услыши, Боже, глас мой» для чтеца, солистов, хора и оркестра. Произведение сочинено в 2009 году и посвящено памяти Н. В. Гоголя. Либретто, составленное самим композитором, является компиляцией текстов Гоголя, которые на концерте читал Олег Бабяновский. Основными источниками стали автобиографические произведения писателя – письма, дневники, заметки, а также… фрагменты из «Тараса Бульбы» и «Мертвых душ». Кроме того, В. Довгань обратился к каноническим богослужебным текстам, к украинской лирике и украинским народным песням.

Русский классик, изрядно избитый в школьных уроках литературы – «выдающийся писатель критического реализма», «автор гротескно-фантастической прозы, предвосхитившей ряд тенденций искусства XX века» (список банальностей можно продолжить самостоятельно) – вдруг, через слово самого Гоголя, предстает живым человеком. Верующим. Переживающим. Любящим Русь. Болящим за нее. Но все-таки верящим в лучшее.  (далее…)

«Свет, который в нас…»

№ 1 (99), январь 2010

Свиридов1Георгий Васильевич Свиридов, как известно, родился в городе Фатеже Курской губернии. И сегодня на родине композитора бережно хранят и чтят его память. С 1998 года в Курске регулярно проводятся музыкальные фестивали, конкурсы, научно-практические конференции, детская хоровая Ассамблея, присуждается премия Губернатора Курской области имени Г. В. Свиридова; в 2005 году был открыт памятник.

В этом году в рамках XI Международного музыкального фестиваля имени Г. В. Свиридова уже пятый раз была проведена Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Свиридовские чтения». Она прошла в Курске 25 и 26 ноября на базе Курского музыкального училища имени Свиридова, предваряя собой фестиваль памяти композитора. В ней принимали участие студенты 26 учебных заведений России, Украины и Белоруссии, а также ведущие музыковеды России и СНГ. Тема «Свиридовских чтений» приурочена к Федеральной целевой программе «Культура России 2006-2011 гг.» и звучит весьма обширно: «Г. В. Свиридов и пути развития современной русской музыки». (далее…)

Шоковая терапия

Авторы :

№ 1 (99), январь 2010

БрехтНовый театральный сезон принес немало премьер, в том числе музыкальных. Одна из них – привлекшая общественное внимание «Трехгрошовая опера» Курта Вайля и Бертольда Брехта, которую на сцене МХТ им. Чехова поставил режиссер Кирилл Серебренников.

Еще никогда на основной сцене Художественного театра не ставили Брехта. Это объяснимо: театр Брехта, построенный на идее отчуждения, традиционно противопоставляется психологическому театру Станиславского, заветы которого во МХТе блюдут свято. И вот свершилось!

  (далее…)

Музыкальное жертвоприношение

Авторы :

№ 1 (99), январь 2010

«Да здравствует маленький ножичек» – этот слоган из эпохи певцов-кастратов, звучащий в наши дни столь кощунственно, стал девизом нового альбома Чечилии Бартоли «Sacrificium». Самая виртуозная и самая эмоциональная оперная певица планеты раскрывает образы той великой противоречивой эпохи с фасада и изнутри, со сцены и из глубины подсознания самих кастратов.

БартолиЕжегодно осенью наступает пора, когда прилавки магазинов всего мира оккупирует волна поклонников синьоры Бартоли. Выходит ее очередной альбом, и критики заранее знают, что он будет возглавлять классические чарты и получит горсть лучших музыкальный премий, потому что иначе с проектами Бартоли не бывает уже десять лет.

С самого начала карьеры Чечилия доверила свою аудио-судьбу компании Decca, и их совместную репертуарную политику можно назвать отдельным произведением искусства, в котором все продумано и все рассчитано на максимальный эффект. «Бурные» 90-е были для Бартоли освоением количества и «набором веса» – новые альбомы появлялись каждые несколько месяцев. Перелом наступил в 1999 году, когда выход одного единственного диска с ариями Вивальди принес Чечилии титул «певицы номер один в мире». Сенсационная свежесть этой музыки, открытой самой Бартоли вместе с ее коллегами-музыковедами и впервые записанной на пластинку, стала потрясением для аудитории. Никогда еще абсолютно неизвестная музыка не продавалась такими тиражами. С тех пор наступило «монографическое» пятилетие: от Вивальди примадонна перешла к Глюку, от Глюка к Сальери. И в каждом случае – мировые премьеры неизвестных арий и мощный шлейф слушательского интереса к полузабытым персонам. (далее…)

Дышит ли Чечилия Бартоли?

Авторы :

№ 1 (99), январь 2010

— Синьора Бартоли, в одном интервью Вы сказали, что арии из «Sacrificium» – вероятно, самые сложные из тех, что Вы когда-либо записывали. Ощущаете ли Вы предел своих возможностей? Смогли бы Вы спеть еще более сложную музыку?

Бартоли2— Трудность исполнения этой музыки в том, что она написана для мужчин. Для людей с женским голосом, но с мужским телом. Вы знаете, что мальчиков кастрировали до мутации голоса, в возрасте 6-7 лет. Этой операции подвергалось огромное количество детей: от трех до четырех тысяч каждый год только в Италии. Когда эти мальчики вырастали, они, естественно, становились мужчинами. И для женщины спеть арии кастратов предельно сложно, потому что у нас нет такого количества кислорода в легких, как у мужчин. Люди думают, что самое сложное в моем пении – колоратуры. Конечно, это сложно, но есть вещи гораздо сложнее. Самое трудное – спеть так называемые «страстные арии», arie patetiche, в которых мелодия разворачивается невероятно медленно, а текст полон горечи и тоски. Очень сложно продолжать движение и не быть чрезмерно взволнованной этой музыкой. Подумать только, я пою арии, написанные для всех этих мужчин, у которых было столько психологических проблем – это сильно!  (далее…)

Территория КИТЧ

Авторы :

№ 1 (99), январь 2010

«Китч – массовая музыка для избранных…» – так сформулировал Марк Пекарский идею организованного им концерта, который прошел в Рахманиновском зале 8 декабря. Зал был полон и собрал публику всех возрастов.

ПекарскийТон первому отделению задало сочинение Павла Карманова «Душа моя» на слова Е. Фанайлова в исполнении Алисы Гицба. Яркая гимническая музыка с налетом минимализма своей приподнятой торжественностью вызвала ассоциации с госпелами, а ритмические перебивки сопровождения навели на мысль, что можно сделать отличную Drum&Bass-версию сочинения в копилку танцевальной молодежной культуры. «Цветущий жасмин» Георгия Пелециса, напротив, погрузил в атмосферу волшебной элегии. Романтически окрашенная мелодия скрипки (Марина Катаржнова) на фоне звучания переливающихся ксилофонов и контрабаса – та новая простота, которая способна волновать. Вальсирующий метр, переклички скрипки и ксилофона с эффектом эхо, нежное пиццикато в прозрачных пассажных переборах и истаивание – все это вызвало в душе сладостную ностальгию по музыке прошлого. Но… неожиданно сказка кончилась. (далее…)

Вечер «Московской осени»

Авторы :

№ 1 (99), январь 2010

Проблема актуальности новейшего искусства в наше время стоит остро. Довольно часто создается впечатление, что оно замкнулось на себя и не имеет выхода к рядовому слушателю, не отражает жгучих проблем современности. Для профессионального музыканта совершенно очевидно, что такое положение вещей не соответствует действительности, но, тем не менее, далеко не все понимают, принимают и исполняют новую академическую музыку, предпочитая ей в лучшем случае «вечную классику». А не исполняемая, она теряет всякий смысл, становясь мертвым грузом. Тем выше значимость фестиваля, способствующего ее распространению. Таковым и является «Московская осень», которая в этом году состоялась в 31-й раз.

19 ноября в рамках фестиваля прошел один из концертов – «VI камерата». Заняв место в зрительном зале, который был полностью заполнен, я приготовился услышать и понять нечто ультрасовременное. Но этого не произошло. В первом отделении звучала позднеромантическая, абсолютно тональная музыка с присущей ей стройностью формы отдельных частей и всего цикла. Оно было насквозь пронизано дуализмом. Исполнялись две сонаты для виолончели и фортепиано учителя и ученика – Н. Сидельникова и И. Соколова – в интерпретации Ивана Соколова и Ирины Великовской. (далее…)