Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Ради правды

Авторы :

№ 8 (106), ноябрь 2010

В День международной солидарности журналистов в Колонном зале состоялся благотворительный концерт, посвященный памяти погибших коллег. Мало кто по-настоящему осознает, что скрывается за этой датой. Страшно подумать, что в России за последние 20 лет сотни людей погибли лишь за то, что желали справедливости. Вспоминая этот день, на ум невольно приходят такие слова, как честь, совесть, прямодушие, бескомпромиссность. Что значат они сейчас? Для многих, увы, слишком мало, для иных же – все. Все, за что можно пожертвовать даже собственной жизнью.

(далее…)

Увлекать искусством

Авторы :

№ 8 (106), ноябрь 2010

Музыкальное образование в России славилось особой тщательностью, продуманностью процесса обучения детей, из которых впоследствии получались прекрасные специалисты в различных областях искусства. Расцвет такого образования приходится на вторую половину XX века. Его результатом стало появление целой плеяды выдающихся музыкантов прошлого столетия.

Как же вновь приблизиться к тому уровню преподавания? Этими вопросами сегодня задаются многие музыканты. Ведь для того, чтобы принять в высшее учебное заведение подготовленных учеников, должна быть хорошо организована деятельность музыкальных школ, закладывающих фундамент, на котором будет строиться все дальнейшее обучение молодого специалиста.

(далее…)

Легко и непринужденно

Авторы :

№ 8 (106), ноябрь 2010

Добрый вечер! Мы рады приветствовать вас на нашем концерте…

Кому из музыковедов не приходилось произносить эту фразу?! И не раз! Наверное, каждый помнит свои ощущения перед выходом на сцену: последние приготовления, последний взгляд в зеркало, волнение, выход и… концерт.

Публика, состоящая в основном из бабушек, ожидает от лектора-музыковеда трогательные рассказы о жизни композиторов, связанные с произведениями, которые прозвучат на этом концерте. От музыковеда требуется немногое: произносить текст четко, громко и понятно, эмоционально выражая свое отношение и с доброжелательной улыбкой на лице. Вступительное слово и комментарии к программе должны вводить в атмосферу произведения и настраивать публику на определенную волну…

(далее…)

А кем буду я?

Авторы :

№ 8 (106), ноябрь 2010

Как часто каждый из нас слышал вопрос: «Учишься в консерватории? На историко-теоретическом факультете? Супер! Ну и кем ты потом будешь?»… И если одни спрашивают из любопытства, а другие по незнанию, то третьи, когда задают такой вопрос, часто не скрывают своей иронии.

Профессия «музыкант» в наше время, когда все вокруг заняты финансами, менеджментом, политикой, действительно воспринимается как анахронизм. И если с инструменталистами, дирижерами и композиторами вопрос более или менее ясен, хотя бы им самим, то с теоретиками все обстоит намного сложнее. Но куда важнее то, что мы сами, когда задаемся вопросами «А кем буду я?», «Что буду делать после того, как закончу консерваторию?», не всегда, к сожалению, находим ответ.

(далее…)

«Лунное откровение». Этюд

Авторы :

№ 8 (106), ноябрь 2010

В сентябре бывают такие дни – теплые, солнечные и тихие. Некому щебетать, чтобы нарушить тишину, а солнце все еще дарит скупые лучи лета, согревая землю в последний раз перед затяжной зимой. В такие дни особенно лениво, но все равно приходится куда-то бежать, и в спешке не замечаешь даже свою собственную жизнь… Именно в такой момент что-то остановило меня в дверях и заставило слух зацепиться за один-единственный звук. Это был не просто звук, а откровение, пусть на несколько мгновений отстранившее от бесконечных дел…

(далее…)

Дифференциация должна быть!

Авторы :

№ 8 (106), ноябрь 2010

Большой театр – один из немногих театров столицы, который с гордостью называют достопримечательностью города. Однако за многовековую историю он не раз становился объектом критики, особенно в XXI веке. Постановки называли излишне академичными, устаревшими, декорации ветхими. А уж что говорить про оперных солистов и особенно солисток!..

Кажется, Большой все же прислушался к мнению зрителей и критиков. Сначала – необычная постановка «Огненного ангела» Прокофьева, полная оригинальных режиссерских решений, особенно коснувшихся костюмов и декораций. Затем дебютировали и вовсе современные оперы – «Дети Розенталя» Л. Десятникова, «Воццек» А. Берга. Преобразования коснулись даже хрестоматийных спектаклей – на суд зрителей была вынесена новая постановка оперы «Борис Годунов» Мусоргского. (далее…)

В честь учителя

Авторы :

№ 8 (106), ноябрь 2010

25 сентября Музей имени Н. Г. Рубинштейна провел в Конференц-зале концерт, посвященный 120-летию со дня рождения выдающегося пианиста, педагога и композитора профессора Самуила Евгеньевича Фейнберга (1890-1962).


Любимый ученик А. Б. Гольденвейзера по фортепиано и Н. С. Жиляева по классу сочинения, С. Е. Фейнберг отдал Московской консерватории более 40 лет жизни, создав собственную пианистическую школу. Будучи заведующим кафедрой специального фортепиано, он воспитал целую плеяду блестящих концертирующих пианистов, среди которых И. Н. Аптекарев, З. А. Игнатьева, Н. П. Емельянова, В. К. Мержанов, В. А. Натансон, Л. В. Рощина. Ученики вспоминают, что занятия с Фейнбергом были своеобразным «университетом искусств»; он был прост и деликатен в общении, но вместе с тем всегда держался с достоинством «аристократа духа». (далее…)

Два часа волшебства

Авторы :

№ 8 (106), ноябрь 2010

Самая звенящая тишина бывает, когда музыка уже отзвучала, в секунду перед аплодисментами. И чем лучше было исполнение, тем пронзительнее будет эта тишина. Тогда, в конце весны, в Большом зале консерватории, по которому сегодня мы так скучаем, подобных мгновений было предостаточно. Еще бы, ведь на сцене были Le Concert des Nations и Жорди Саваль собственной персоной!

Впервые это имя я услышала года три назад, когда посмотрела фильм «Все утра мира» французского режиссера Алена Корно, посвященный жизни двух музыкантов XVII века – Сент-Коломба и Марена Маре. Музыкальное оформление, к слову, великолепное, создано именно Жорди Савалем. Эта картина меня очень впечатлила, и я часто ее пересматриваю в минуты определенного душевного настроя. А потом друзья-аутентисты своими красочными рассказами подлили масла в огонь любопытства. Впрочем, увлечение довольно быстро перешло в фазу пассивного интереса, потому как «поэзия» будней затягивает не хуже Васюганских болот… (далее…)

«Я держусь, как мальчиш-кибальчиш»

Авторы :

№ 8 (106), ноябрь 2010

12 октября в Конференц-зале Московской консерватории состоялась встреча с выдающимися американскими музыковедами. Патрик Мак-Крелес, один из создателей Американского общества теории музыки, поведал своим российским коллегам о развитии музыковедческой мысли в США. Ильдар Ханнанов – выпускник Московской консерватории, а ныне профессор Консерватории Пибоди (США), переводил доклад   П. Мак-Крелеса и сопровождал его рассказ комментариями, а также поделился своими взглядами на учение о музыке Х. Шенкера, пока еще малоосвоенное в России. «Я очень рад возможности посетить Московскую консерваторию, – признался Патрик Мак-Крелес. – Выступить здесь – большая честь для меня».

(далее…)

Легкий взмах руки

№ 8 (106), ноябрь 2010

…Полутемный зал. Освещенные пульты. Звенящая тишина. Легкий взмах рук маэстро – и мы погружаемся в волшебный мир Японии… В рамках Двенадцатого международного музыкального фестиваля «Душа Японии» 1 ноября состоялось юбилейное представление русской постановки оперы «О-Нацу» японского композитора Иссэя Цукамото.

Впервые музыка, повествующая о трагичной любви японской госпожи О-Нацу и бедного Сейдзюро прозвучала на сцене Рахманиновского зала в ноябре 2005 года (см. «РМ», 2006, № 1. – Ред.). Затем эта постановка с успехом шла на различных площадках Москвы, Рязани, Санкт-Петербурга, Пскова, Великого Новгорода, Тулы, а также в нескольких городах Японии. Каждый спектакль, даже по прошествии пяти лет с момента премьеры, волнителен: воплощение японской старинной драмы силами русских артистов, исполнение на старояпонском языке – задача очень непростая! Однако «сегодня особенно ответственный спектакль, ведь в зале сидят мои учителя» – подчеркивает дирижер и художественный руководитель постановки Александр Соловьев, который занимается оперой «О-Нацу» с момента ее возникновения. (далее…)