Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Педагогика дается человеку свыше

Авторы :

№ 5 (112), май 2011

Можно ли помимо уважения и благодарности испытывать к педагогу, изначально стоящему на пьедестале, дружеские чувства и надеяться на их взаимность? Уже при первой встрече (в сентябре 2008 года) я почувствовала, что профессор Виктор Львович Гинзбург – мой педагог. За 3 года обучения в его фортепианном классе я не раз убеждалась в великодушии, мягкости учителя и его нескончаемой вере в студентов. «Мне кажется, что педагогика должна быть как-то по-моцартовски дана человеку свыше» – с этих его слов и началась наша беседа:

Виктор Львович, почему Вы занялись педагогикой? Что это для Вас – необходимость или призвание?

— К педагогике я пришел сразу, как закончил консерваторию. Наивно, наверное, говорить, но еще со студенческой практики я почувствовал, что педагогика – это мое, и уже тогда понял, что мне совсем не трудно сказать и показать, как я бы сыграл сам. Вообще, показ произведения имеет большую роль и во много раз лучше действует, чем самые умные объяснения. Мне в жизни очень повезло, у меня были великолепные учителя, всем им я глубоко признателен за участие в моей судьбе!

Педагогика – это потребность научить. Не показать, что ты стоишь выше того, кого учишь, а по возможности через музыку оказать какое-то влияние на студента. В этом – существенная часть музыкального воспитания. Можно говорить не только о «музыкальных моментах», тонкостях исполнения, но также о литературе, живописи, житейских вопросах. Разумеется, все это должно быть пропорционально и подчинено главному – исполнению конкретного произведения, которое играет студент. Важное предварительное условие – точное следование авторскому тексту.

Вы сочетаете педагогическую деятельность с концертной. Как часто Вы выступаете?

— Педагогика должна обязательно сочетаться с собственной концертной деятельностью. Если музыкант постоянно чувствует сцену, публику, он может сказать гораздо больше. В случае, когда педагогический процесс «затворяется в келью», профессия зачастую превращается в ремесло. К сожалению, я сейчас не так много концертирую, как в 80-90-е годы. Тем не менее я объездил очень много городов у нас в стране и за рубежом. Когда у педагога есть гастрольный план и он иногда уезжает, студент и педагог немножко отдыхают друг от друга (смеется), их восприятие становится свежее.

Ваш приоритет – ансамблевое музицирование. С кем Вы чаще выступаете?

— Мне приходилось играть со многими партнерами. У каждого из них я пытался чему-то научиться. В частности, уже более 30 лет мы играем вместе с Александром Рудиным – это большой кусок моей творческой жизни. Мы сыграли много серьезных концертов в нашей стране и за рубежом, записали несколько компакт-дисков. В Рахманиновском зале провели серию концертов под названием «Музыка композиторов ХХ века для виолончели и фортепиано» в цикле «Исторические концерты Московской консерватории», регулярно исполняем программы из цикла «Вспоминая мастеров». Всегда очень хочется отдать должное композиторам, чье творчество достаточно известно в целом, но конкретные произведения, на наш взгляд, незаслуженно забыты. В конце сентября в Рахманиновском зале сыграем концерт из произведений Мартину, Энеску…

В последнее время выступаю и с Элеонорой Карпуховой, моей коллегой по кафедре, очень интересным молодым музыкантом. В январе мы планируем играть в абонементе «Весь Рахманинов для двух фортепиано».

А как распределяются роли в ансамбле? Кто главный и есть ли вообще «главные»?

— Невозможно, чтобы кто-то был главным. Хотя бывают люди от природы лидерского склада. Конечно, сочетание характеров имеет очень важную роль. С А. Рудиным мы друг друга чувствуем с полуслова. Не припомню случая, когда у нас были бы какие-то музыкантские идеологические расхождения. В этом смысле с ним мне очень легко. С другой стороны, мне приходилось играть и с людьми, с которыми мы часто спорили. Но если с уважением относиться к партнеру, понимать, что это в любом случае достойный музыкант, то всегда можно пойти на компромисс и поучиться чему-то. Это легко сделать, если открыты глаза и уши и человек способен воспринимать другую точку зрения как в музыке, так и в жизни.

Наверное, в ансамбле возникает какая-то привязанность, дружеское чувство. А как Вы относитесь к понятию «дружба»? Существует ли она?

— Это хороший вопрос. Если нет духовной близости, то в ансамбле сложно играть. Бывают, конечно, парадоксальные случаи – замечательные ансамбли, состоящие из абсолютно противоположных музыкантов, которые идеально дополняют один другого. Дружба – одна из вещей, в которые я абсолютно верю (с Рудиным мы стали друзьями с первых аккордов!). Важно, когда можешь сделать все ради другого. Именно это и делает человека человеком. Разумеется, дружба не обязательно основана на музыке, но если музыканты «одной веры» еще и друзья – это уже практически родство. У них общие опасности, общее искушение, общий успех…

(далее…)

Путь постижения чужого

Авторы :

№ 5 (112), май 2011

Бывают люди, очень восприимчивые к различным музыкальным мирам. К ним принадлежит и директор научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Маргарита Ивановна Каратыгина. Она обладает огромными познаниями о традиционных музыкальных культурах многих стран. И ее интерес к такой, казалось бы, необычной сфере не случаен.

Маргарита Ивановна родом с Урала. Пребывание в изначально многонациональной среде подготовило ее к тому, чтобы быть открытой самым разным впечатлениям. В годы учебы она также стремилась выйти за пределы чисто европейской музыки. Сначала как теоретик поступила в Ленинградскую консерваторию и уже тогда искала тему, не похожую на обычные музыковедческие исследования, что привело ее к изучению американской музыки. Продолжив обучение в Москве, она написала диплом, а затем и кандидатскую под руководством Дживани Константиновича Михайлова, связанные с музыкальными культурами мира. Ей хотелось сравнить северо-американский блюз, северо-индийский хаяль и монгольский вокальный жанр уртын-дуу – явления, которые играют, по ее словам, «генетически несущую роль» в северо-американской, южно-азиатской и центрально-азиатской цивилизациях. «Хотелось понять, – размышляет она, – чем это все обусловлено, почему некоторые явления становятся символами культуры, вбирают в себя всю ее специфику».

Сыграло свою роль и ее непосредственное, очень близкое общение с традиционными монгольскими и индийскими музыкантами: сразу после окончания консерватории Маргарита Ивановна два года провела в Монголии. «Это совершенно другой мир, другая настройка ушей, другая чувственность, тактильность, вкусовые ощущения, – считает М. И. Каратыгина. – Просто организм привык к тому, что мир не однобок, а многогранен, и могут быть неожиданные и звучания, и краски, и вкусы, и запахи». А потом был огромный фестиваль Индии в России и России в Индии. Полтора месяца она ездила с двумя индийскими группами, танцевальной и вокальной, проводя с ними время сутками.

Сегодня доцент М. И. Каратыгина – начальник Управления по координации программ международной деятельности, заместитель руководителя Департамента международного сотрудничества Московской консерватории. Также она – директор и научный руководитель ансамбля японской музыки «Wa-On», организатор трех фестивалей («Душа Японии», «Вселенная звука» и «Собираем друзей») и научно-творческой программы «Потомки Арктиды». Благодаря ей мы можем слышать в Москве выдающихся музыкантов разных стран.

Маргарита Ивановна говорит, что какие-то звучания доставляют ей истинное психо-физиологическое наслаждение. Это может быть и индонезийский гамелан, в котором просто растворяешься, и чистейшая китайская классическая музыка, которая избавляет от всякого рода переживаний, перенося в мир упорядоченности, гармоничности, или, напротив, эмоциональная иранская музыка, которая призывает человека к ответственности перед всем, что творится в мире.

(далее…)

Надежда умирает последней

Авторы :

№ 5 (112), май 2011

Музыка – истинная волшебница, а опера – ее старшая дочь. Прекрасные впечатления, которые дарит хороший оперный спектакль, поистине мало с чем могут сравниться! А тут важно все: и либретто, и музыка, и режиссерская работа, и декорации, и, конечно же, игра и голос исполнителей. Любая их этих деталей в спектакле может превратиться в «ложку дегтя в бочке меда».

Захваченная бескрайней любовью к опере, я посетила все оперные театры Москвы, но только один их них оставил в памяти моей незабываемые впечатления. Это – Геликон-опера. Все меня здесь поразило: свежая, но очень музыкальная режиссерская трактовка давно известных опер, энергичные актеры, первоклассные игра и пение, костюмы и декорации, соответствующие действию и сюжету. В воспоминаниях до сих пор живы сцены Любаши из «Царской невесты» – в страстном исполнении Ларисы Костюк эта роль казалась заглавной в опере. Или «Борис Годунов» Мусоргского: Гришка Отрепьев и Юродивый, по замыслу Бертмана, соединялись в один сложный персонаж, приобретая вселенски-трагический облик. Такой режиссерский ход мастерски усугубил драматизм оперы.

К великому моему сожалению, время идет и исполнительские кадры в оперном театре меняются. Сейчас в Геликоне поют уже не те первоклассные певцы, да и играют они не так превосходно, как раньше. Всего одна деталь изменилась в этом отлаженном механизме – стала иной площадка. В результате ушли люди и действие волшебства постановок значительно ослабло. Но надежда умирает последней, и будем веримть в то, что придут новые исполнители, которые достойно восполнят утраты, и театр будет по-прежнему покорять своих посетителей прекрасными постановками.

Елена Ковалева,
студентка III курса ИТФ

Что делать дальше?

Авторы :

№ 5 (112), май 2011

Ни для кого не секрет, что на фортепианных факультетах всегда обучается огромное количество студентов. Многие из них в дальнейшем хотят связать свою жизнь с концертной эстрадой, но попадают туда только сильнейшие. Большей же части придется заниматься преподавательской деятельностью, кто-то пойдет играть в ресторан, а некоторые вообще сменят профессию.

Очень многие ребята не могут реализовать себя после окончания консерваторий. Почему? Ведь все они талантливы, многие во время обучения ездили на международные конкурсы и занимали почетные места. Для людей творческих профессий очень важно, чтобы дело, с которым они свяжут всю свою жизнь, оставалось всегда любимым. Поэтому у большинства, когда они выходят из стен консерватории, наступает творческий кризис, рушатся надежды и встает вопрос: «Что делать дальше?»

Большинство из тех, кто жил в общежитии, не хотят возвращаться в свой родной город: в Москве возможностей больше и музыкальная жизнь здесь «бьет ключом». С другой стороны, в столице много таких же, как ты, и они будут создавать конкуренцию. А в родном городе ты будешь звездой и сможешь поднять уровень подготовки своих младших коллег по профессии, за что потом они тебе еще скажут огромное спасибо! Поэтому каждый сам для себя решает: остаться в столице или уехать в провинциальный город. Вопрос только в том, что каждый считает правильным для самореализации…

В истории было немало случаев, когда выпускники Московской консерватории уезжали в провинцию и там воспитывали новое поколение прекрасных музыкантов. Примером тому могут послужить Новосибирск, Нижний Новгород, Казань… Здесь список может быть огромен, если знать, насколько велика наша страна.

(далее…)

Всё в наших руках!

Авторы :

№ 5 (112), май 2011

В современном мире мы много говорим о культуре и способах ее развития, но почему-то мало затрагиваем вопросы культурного воспитания. А сейчас есть огромные возможности для собственного просвещения. Так, многочисленные театральные постановки, выставки в музеях и картинных галереях позволяют заинтересовать людей своей наглядностью и легкостью восприятия. Сложнее обстоит дело с музыкой.

В культурной жизни Москвы каждый день происходит столько событий, что просто не знаешь, что выбрать. Наряду с яркими, иногда эпатажными мероприятиями, будь то выставка современного художника или новаторская постановка спектакля, есть концерты академические, где звучит классика. Однако вряд ли можно встретить в концертных залах консерватории большое число молодых людей, которые пришли наслаждаться искусством. Старшее поколение, пожилые люди собственно и составляют основную часть слушателей. Конечно, это касается не очень «раскрученных» мероприятий. И встает вопрос: почему молодежь не интересуется этим видом искусства? В чем непопулярность классической музыки?

Конечно, ответы можно искать долго… Молодежь чаще всего воспринимает классическую музыку как нечто скучное, устаревшее, немодное, а иногда даже и ненужное! Можно винить в этом современные компьютерные технологии и телевидение, а также другие средства массовой информации, которые развращают молодое поколение. Или систему образования, которая так же мало внимания уделяет культурному воспитанию. Но мне кажется, этот важный вопрос должен решаться особым образом.

Необходимо как-то заинтересовать наших слушателей. Не стоит забывать, что музыка, как и все остальные виды искусства, развивается. На многих концертах звучат не только старинные, но и современные сочинения. Поэтому нужны различные программы для пропаганды классической музыки. Можно, например, раздавать билеты на консерваторские концерты студентам других учебных заведений (это часто делается для массово-развлекательных мероприятий). На любом концерте должно быть определенное количество мест для студентов из разных вузов. Они смогли бы не только насладиться хорошей музыкой, но и приобщиться к чему-то для себя новому.

(далее…)

Студенческая конференция: миф или реальность?

Авторы :

№ 5 (112), май 2011

Весна – время возрождения не только эмоциональных, духовных, но и интеллектуальных сил. Рядом с афишами концертов появляются приглашения обогатиться еще и знаниями. Научно-музыкальная конференция – событие специфическое в ряду исключительно творческих мероприятий, услаждающих ухо и эмоционально возвышающих. Особенность конференций состоит в известной замкнутости самих в себе – рассчитанные на профессиональный альянс, они вряд ли заинтересуют любителя музыки. Но даже в среде профессиональных музыкантов происходит дифференциация – как правило, события такого плана оказываются близки преимущественно музыковедам и дирижерам.

Конференции, связанные с определенной тематикой, знаменательной датой или юбилеем композитора (например, этот год проходит под эгидой юбилейных дат Прокофьева и Мясковского), направлены на обобщение, углубление, освещение новых данных. Объявленная заранее программа заманчиво обещает заинтересованным лицам расширить тезаурус, не прилагая усилий для чтения тонн литературы, и к тому же узнать о последних достижениях в музыкальной науке. И кажется, чтó может яснее приглашать к посещению, чем вывешенная на всеобщее обозрение афиша?! Ничего. Но вот парадокс: несмотря на доступность перечисленных благ, зачастую конференции представляют собой приятное событие лишь для самих докладчиков. В то время как студенты остаются к ним совершенно безучастны, хотя, казалось бы, они-то, будущие исследователи, – как раз очень желанная здесь публика.

Основное – отсутствие лишнего свободного часа в и без того загруженном расписании. К тому же конференции часто совпадают со временем занятий. Но причина кроется не только в этом. Здесь вырастает проблема образовательного порядка. Налицо явное упущение в воспитании, отсутствие профессиональной культуры и солидарности. А это своего рода наддисциплина, которая складывается из многих деталей и формируется, естественно, под влиянием авторитета педагогов.

(далее…)

Клавесинный бал

Авторы :

№ 5 (112), май 2011

Истинное искусство – это таинство собрания, которое так давно забыто людьми. Именно оно и свершилось 5 марта в Рахманиновском зале. А поводом стал концерт клавесинной и камерной музыки эпохи барокко, организованный вдохновенным музыкантом и замечательным педагогом, доцентом консерватории Т. А. Зенаишвили.

Класс Татьяны Амирановны необычный. В нем студенты Историко-теоретического, Дирижерского и Фортепианного факультетов обучаются параллельно со своей специальностью. Но пестрая программа концерта показала, что подход к своему «хобби» у них самый что ни на есть профессиональный.

Первое отделение – «В итальянской манере» – открыло выступление опытной клавесинистки, аспирантки ИТФ Софьи Гандилян. Исполненная ею Седьмая токката из II книги токкат Джироламо Фрескобальди погрузила публику в атмосферу далекого XVII века. Изысканными украшениями концерта стали ансамблевые номера. Так, сопрано Варвара Чайкова спела под аккомпанемент Марии Одинцовой сложнейшую арию «Cosi me disprezzate» («Вы презираете меня») в непривычной для нас аутентичной манере без вибрато. Иного характера была Соната соль мажор для двух флейт и continuo И. С. Баха: виртуозное исполнение Ольги Дедюхиной и Жанны Тереховой в ансамбле с С. Гандилян привело публику в полный восторг. Концерт ре минор А. Марчелло в обработке И. С. Баха очень эмоционально сыграла Елена Лагутина. Под ее пальцами клавесин превратился в невероятно певучий инструмент, особенно в Adagio. Итальянский концерт фа мажор И. С. Баха прозвучал в великолепном исполнении Веры Алмазовой.

(далее…)

Партия в бридж

№ 5 (112), май 2011

Вечером 7 апреля в Молодежном историко-культурном центре «Особняк купца В. Д. Носова» играли в бридж. Были сыграны две небольшие – по 10 минут – партии, присутствовавшая публика осталась в восторге. Так прошел первый спектакль Оперной мастерской Московской консерватории — камерная опера С. Барбера «Игра в бридж».

Вокалисту никак не обойтись без знания репертуара оперного театра, без навыка игры на сцене. И, конечно, в консерватории практически с момента основания существует оперная практика. В 1933 году официально создана Оперная студия, в 2000-м она переименована в Оперный театр. Здесь регулярно осуществляются новые постановки при обязательном участии студентов-вокалистов III-IV курсов, проводятся дипломные спектакли для выпускников. Но в силу естественных причин время и репертуар ограничены и театр предназначен только для студентов.

Инициатива создания Оперной мастерской на базе аспирантуры вокального отделения принадлежит преподавателю Московской консерватории М. В. Максимчук, дирижеру Театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Неми-ровича-Данченко. Идея была осуществлена при поддержке ректора проф. А. С. Соколова и декана Вокального факультета проф. П. И. Скусниченко. Основное направление развития мастерской – постановки камерных опер старинных и современных композиторов. При этом особое внимание уделяется изучению стилей различных эпох, привлечению специалистов, молодых режиссеров, постоянному пополнению и обновлению репертуара.

Мастерская приступила к работе в начале 2011 года. И уже весной на суд публики был вынесен первый спектакль: Мария Максимчук (музыкальный руководитель и дирижер), Екатерина Захарова (режиссер), Елена Зорина (фортепиано) и солисты Николай Карцев, Ольга Пятницких, Илья Ушуллу и Татьяна Фильчакова в небольшом, но уютном зале старинного особняка представили две чудесные «партии в бридж»: на английском и русском (перевод Е. Захаровой и М. Максимчук) языках.

Четыре человека за круглым столом на авансцене гостиной на протяжении получаса приковывали к себе неослабевающее внимание – особенно заметно это было во время паузы между оригинальным и переводным вариантом. Казалось, все, кто находился в зале, замерли, проживая вместе с исполнителями перипетии судьбы. Впечатление усиливала интересная расстановка участников: на сцене – герои, чуть сбоку – рояль, а дирижер – за зрительным залом, и из этой всеобъемлющей точки, незримо для публики, исходила вся энергетика действия.

(далее…)

Так держать!

№ 5 (112), май 2011

22 апреля в Белом зале состоялся очередной концерт кафедр композиции и инструментовки. Он не предусматривался планом, и играли на нем не только произведения нынешних студентов. Озаглавленный как кафедральный, концерт на самом деле был первым полномасштабным выступлением в консерватории нового камерного оркестра под громким названием «Гроссо».

Оркестр, организованный третьекурсником Композиторского факультета Рачья Есаяном из студентов Гнесинского колледжа еще три года назад, прошел гигантский путь, прежде чем заслужить собственный концерт в консерватории. И вот свершилось. Многочисленные короткие выступления участников в родном колледже, в детской музыкальной школе Подольска, в усадьбе Ивановское, в галерее А. Шилова привели, наконец, коллектив к этому достойному появлению на сцене Зала имени Н. Я. Мясковского.

Программа концерта была весьма насыщенной. Он открывался прекрасным вступительным словом композитора III курса Павла Алексеева. Красочное, образное и богатое цитатами выступление (как потом выяснилось, отчасти экспромтное из-за опоздания одного из оркестрантов) могло бы стать примером для многих теоретиков.

(далее…)

Зубин Мета — Москве

Авторы :

№ 5 (112), май 2011

4 апреля, в завершение Второго международного фестиваля Мстислава Ростроповича, в Москве состоялся концерт одного из могикан дирижерского дела – с небезызвестным оркестром «Maggio Musicale Fiorentino» на сцену Концертного зала им. Чайковского вышел Зубин Мета.

Концерт выдающегося дирижера с именитым солистом Денисом Мацуевым собрал в зале Филармонии невероятный аншлаг: если бы слушателям разрешали сидеть на ступеньках, то стремящимся выйти из зала пришлось бы летать. Из-за огромного количества слушателей начало концерта довольно сильно задержали, но главная причина, очевидно, была все-таки в ином: этот вечер украсила своим присутствием почетная гостья — несравненная Галина Вишневская, каждый шаг которой сопровождался стоячими овациями всего зала.

В программу концерта, обещавшую увертюру к «Свадьбе Фигаро», были внесены изменения – вместо нее концерт открыла увертюра к опере «Сила судьбы» Верди, написанная в свое время специально для постановки в Мариинском театре. Другим важным событием первого отделения стал Третий фортепианный концерт Бетховена. Второе отделение было отдано Концерту для оркестра Белы Бартока и бисам.

Слушая оркестр под управлением Зубина Меты невозможно не удивляться: кажется, что это единый организм, в котором все находится на своем месте, никто из исполнителей не стремится пробежать вперед или, наоборот, отстать. Удивительная прозрачность и четкость фактуры ощутимы до такой степени, что поражаешься – в том ли зале Чайковского в Москве ты находишься? И если это так, то отчего не приходилось слышать ничего подобного раньше?!

Если, читая книги по музыкальной литературе или знакомясь с событиями музыкальной истории, нам приходилось слышать о выдающихся событиях музыкальной жизни, то этот концерт – доказательство, что подобные знаменательные моменты случаются и сейчас. Наверное, оркестр такого уровня должен стать образцом для подражания под лозунгом: ни ноты мимо, ни ноты зря. И совершенно не важно, где слушать подобное исполнение – будь то директорская ложа или последний ряд балкона. Важно, что и сейчас, в наш не слишком богатый на великие события век, можно прийти в концертный зал и почувствовать ни с чем не сравнимое наслаждение. Такое ощущение обязательно останется в памяти как одно из самых значительных – ощущение сопереживания чему-то поистине Настоящему и Великому.

Виктория Иванова,
студентка III курса